Народное творчество как нравственный посыл в будущее

О служении заслуженного учителя омской гимназии Н.И.Носковой, преподавателя изобразительного искусства

Русская школа 
1 Александр Федоров 
882
Время на чтение 5 минут

«...Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи:

Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»

Д.С. Лихачев

Знаете, я слушаю доклады заслуженного учителя РФ БОУ г. Омска «Гимназия № 43» Натальи Ивановны Носковой восхищённо. Они необыкновенно интересны, а главное - полезны для слушателя. Захожу на секцию IX Международных аксиологических чтений и воодушевляюсь. Есть достойные учителя в наше нелёгкое время научно-технического прогресса и поглощающего время интернета.

Заголовок моего материала - это направление деятельности Натальи Ивановны. К чему стремится известный в Омске учитель изобразительного искусства? Через художественное восприятие и практическую деятельность на уроке привести ученика к осмыслению содержательного единства народной культуры и декоративно-прикладного искусства России.

Признаюсь, что эпиграф я беру из её доклада.

- Наталья Ивановна, что такое народная культура? - спрашиваю. - Какая, по вашему мнению, основная задача отечественной педагогики?

- Народная культура - феномен многогранный, многоаспектный, это не столько мир предметов и связанных с ними обычаев, сколько мир вневременных по своей значимости идей, создающих целостное миросозерцание и миропонимание, наиболее значимой чертой, которого является духовность. Основная задача отечественной педагогики искусства сегодня состоит в том, чтобы найти оптимальные пути эстетического воспитания детей, основанные на духовных ценностях народной культуры, и разработать эффективные способы их включения в систему образования.

- Разве ребёнок способен постигнуть это многообразие? Возможно, планка поднята слишком высоко?

- Ничуть, уважаемый Виктор! Уже в детстве ребёнок способен «присвоить» те человеческие мысли, чувства, идеалы, то отношение к жизни, которое выражено в народном искусстве. Программа «Изобразительное искусство» в 5 классе под редакцией Б.М. Неменского разделена на темы-блоки: «Древние корни народного искусства», «Связь времен в народном искусстве», «Декор - человек, общество, время», «Современное декоративно-прикладное искусство». Данная программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся в 5 классе. Все виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Здесь теоретическое освоение и практическое применение навыков выступает доступным способом для освоения видов народной культуры и декоративно-прикладного искусства. Они в вещной (материализованной) художественной форме воплощают извечные духовные ценности - коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, доброта, открытость и душевность.

- Как народное декоративно-прикладное искусство связано с фольклором? Как ребята вашей школы его осваивают?

- Связано обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Это художественное наследие сохраняется, развивается и передается от поколения к поколению в процессе художественно-эстетического и духовно-нравственного воспитания, а уроки изобразительного искусства этому способствуют. А через художественное восприятие и практическую деятельность ребёнок идёт к пониманию содержательного единства народной культуры и декоративно-прикладного искусства России. Что касается детей из нашей гимназии, то наши пятиклассники много лет, осваивая народное искусство, расписывают готовые деревянные формы: досточки в традициях городецкой росписи, ложки, обучаясь приёмам кистевой росписи хохломы, лепят дымковскую и филимоновскую игрушку, создают авторских матрёшек, узнав о загорских, семёновский, полхов-майданских, а также расписывают посудину в традициях гжели, создаём расписное пасхальное яйцо. Эти изделия мы представляем не только в картинной галерее гимназии (в витрине), но и фото-видео-фильмы об этом есть на страничке каждого класса на образовательном портале «Дневник.ру». Лучшие изделия участвуют в муниципальных и региональных выставках ДПИ.

- Какие черты народа проявляются в декоративно-прикладном искусстве?

- Народное декоративное искусство - часть национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа, это общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. Таким образом, декоративно- прикладное искусство помогает развить не только творческую личность, но и воспитать нравственные качества в детях, любовь к родному краю, к своей стране. Народное искусство - великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Систематическое освоение художественного наследия помогает школьникам осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком правды о природе, обществе. Происходит формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями.

- Наталья Ивановна, каким образом можно сберечь исторические и национальные корни? Много сейчас неясного и ненужного приходит издалека и выдаётся за своё родное.

- Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

- Многое ли зависит от учителя?

- От учителя, как носителя нравственных ориентиров, зависит очень многое. У каждого предмета огромный содержательный ресурс для приобщения к истории, культуре своей Родины, знакомству с традициями и культурой других народов. Стоит сказать, что если в некоторых школах празднуются Хэллоуин, потом католический День Святого Валентина, Китайский новый год, языческие праздники, которые преподносятся, как православные, и, к сожалению, многое с подачи педагога, то чего мы ждём от детей в плане формирования системы нравственных ценностей? У них в головах тогда складывается «полная мешанина».

- Что хотели бы пожелать нашим учителям?

- Учителю пожелаю быть в постоянном режиме самообразования, повышения квалификации для совершенствования своих предметных компетенций. Учитель должен сам разобраться в этом «изобилии», чётко определившись с системой ориентиров, а потом вести по этому пути детей грамотно и методически выверено. Что для этого нужно? Больше читать, посещать семинары, курсы, вебинары - это море возможностей для грамотного пути развития педагога! Учитель в ответе за то, что делает!

Добавить мне как педагогу и журналисту, кстати, нечего - отвечает она исчерпывающе. А вы, дорогие читатели, согласны с Натальей Ивановной Носковой? Если есть вопросы - обращайтесь, могу дать электронную почту этого замечательного и мудрого человека. Наверняка она ответит.

P.S.: Попросил у Натальи Ивановны фотографии, где она на работе и т.д., она прислала поделки своих учеников и попросила не «пиарить» её. Какой сознательный человек!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Власов
Беречь слово как зеницу ока
Кирилло-Мефодиевские чтения в библиотеке им.Пушкина Омска
16.05.2024
Встреча с епископом
Рассказ
15.07.2020
Читать, думать, жить
О Православном букваре, выпущенном Свято-Успенской Почаевской Лаврой
19.06.2020
Управление гневом
Из опыта молодого учителя
11.12.2019
Все статьи Виктор Власов
Русская школа
«Для нас важны Родина, история, вера»
Человек, уехавший из России, всегда будет переживать внутреннюю трагедию
18.05.2024
Срыв учебного процесса
Сумерки Просвещения аномально сгустились
18.05.2024
Стратег Великой Победы
О «генерале Победы» Алексее Иннокентьевиче Антонове
08.05.2024
«Основы российской государственности»: что это?
Тревожные размышления о перспективах воспитательного курса в вузах
07.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от Анатолий Степанов
18.05.2024 19:36
«Осудить навязанное нам понятие "сергианство"»
Новый комментарий от Русский Сталинист
18.05.2024 18:27
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от влдмр
18.05.2024 16:00
Иначе мы вымрем
Новый комментарий от Могилев на Днепре
18.05.2024 14:56
Ересь жидовствующих: что это было?
Новый комментарий от учитель
18.05.2024 14:54
Нам нужна другая «зеркальность»
Новый комментарий от АБС
18.05.2024 14:54