Институт диаконисс в Древней Церкви

Почему в России так и не был возрожден чин диаконисс

0
1174
В ранней церкви (1-2 в.н.э) не существовал институт диаконисс. Он появился лишь в 3 веке. Из древних источников видно, что диакониссы рассматривались как помощницы диаконов по церковному богослужению. Почему ввели диаконисс в Древней Церкви? Потому что необходимо было наладить взаимодействие между мужским клиром и женской частью общины.
Что совершали диакониссы в Храме? Прежде всего, они помогали при крещении женщин; после помазания священником елеем лба крещаемой остальные части тела помазывала диаконисса; она же становилась восприемницей крещаемой. Диакониссы ухаживали за больными христианками, являлись руководительницами вдов, сирот и дев. Во время правления императора Юстиниана в каждом храме полагалось функционировать определенному числу диаконисс. Диакониссы входили в состав низших священнослужителей Древней Церкви, не имевших канонического права совершать богослужение.
Их не рукополагали, а возводили, посвящали в чин, но не в сан, путем возложения рук.
В России вопрос восстановления чина диаконисс возник в начале 20 века, незадолго до революции 1917 года в связи с образованием Марфо-Мариинской обители.
Преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна пожелала присвоить своим сестрам статус диаконисс, не восстанавливая древнего чина. Великая святая рассматривала только форму возрождения диаконисс, но только адаптировано к новым реалиям жизни Церкви.
Вопрос о возрождении института диаконисс обсуждался на заседании Святейшего Синода 9 декабря 1911 года. Несмотря на то, что большинство членов Синода одобрили инициативу Елисаветы Феодоровны, однако к общему мнению они не пришли. Более того, первенствующий член Синода и его председатель митрополит Санкт-Петербургский Антоний заблокировал обсуждение вопроса до соборного восстановления древнего чина диаконисс. В связи с этим присвоение чина диаконисс сестрам Марфо-Мариинской обители возбранялось до Соборного решения.
Вопрос о возрождении чина диаконисс был поставлен на Поместном Соборе 1917-1918 гг., но так и не был решен.
Владимир Николаев, историк, публицист
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5.

Митрополит Зимбабвийский Серафим заявил, что диаконисса «будет делать то, что делает диакон в литургии и во всех таинствах на наших православных службах».

2 мая 2024 года, в Страстной четверг, митрополит Зимбабвийский Александрийской Православной Церкви Серафим (Киккотис) «рукоположил» Анжелику Молен в диакониссы.

Сайт orthodoxdeaconess.org, на котором была размещена эта информация, сообщает, что такое «историческое событие было бы невозможно без одобрения и поддержки Священного Синода Александрийской Церкви и патриарха Феодора».

Диаконисса Анжелика на протяжении многих лет работала над привлечением православной молодежи Зимбабве и созданием основ пастырского попечения в своей общине.

Она организовала церковную школу, группы матерей и молодежные встречи. Как сказано на сайте orthodoxdeaconess.org Анжелика «получает университетское образование» и «изучает географию и экологию, ставя святость Земли во главу угла своей работы».

По ее словам, «Земля - это священный дар Божий. Мы должны защищать ее от вреда и жить в гармонии с растениями, животными и всеми живыми существами».

На вопрос о том, как она относится к своему рукоположению, Анжелика ответила: «Сначала я нервничала, когда шла в алтарь, но когда митрополит Серафим благословил меня войти в алтарь в рамках моей подготовки на этой неделе, эти чувства ушли, и я почувствовала себя комфортно. Я готова».

Отвечая на вопрос о роли диакониссы Анжелики и будущих диаконисс в Африке, митрополит Серафим заявил, что «она будет делать то, что делает диакон в литургии и во всех таинствах на наших православных службах».

Тот же сайт orthodoxdeaconess.org подчеркивает, что в случае с диакониссой Анжеликой речь идет именно о хиротонии: «диаконисса Ангелика была рукоположена, что знаменует возвращение к апостольской традиции института диаконата».

Уже 4 мая, в Страстную субботу, митрополит Серафим возвел диакониссу Анжелику в сан архидиакона.

Ранее СПЖ писал, что в Сети показали, как клирик ПЦУ учит девушку в храме диаконскому служению.

4. Искаженная церковно-историческая картина

Институт диаконов-служителей или деканов - распорядителей церковной десятины (дека-десять) - был в веден в Церкви в первоапостольские времена. В Новом завете Апостол Павел упоминает и диаконисс - служительниц: "Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской" (Рим. 16: 1). В конце IV века Святитель Епифаний Кипрский свидетельствовал о том, что, хотя «в Церкви существует чин диаконисс, он [установлен] не для священнодействия и не для поручения [диакониссам] чего-либо подобного, но [лишь] ради охранения чести женского пола или во время Крещения, или при надзоре за страданием или болезнью, [да] и [просто] во [всех] случаях, когда обнажается тело женщины, дабы оно не было видимо мужами священнодействующими, но только диакониссой, которая в необходимый момент получает повеление от священника заботиться о женщине при обнажении ее тела, каковое надежно охраняется установленным в Церкви в соответствии с мерой канона строгим чином [диаконисс]. Ибо слово Божие не позволяет женщине ни «в церкви глаголати», ни «властвовати над мужем»» (Epiph. Adv. haer. 79. 3). Но уже патриарх Феодор IV Вальсамон, визант. канонист 2-й пол. XII в., в толковании на IV Всел. 15 сообщает, что в его время чин поставления Д. «совершенно вышел из употребления» (соответственно этому из новой редакции к-польских чинов хиротонии (согласно, напр., ркп. РНБ. Греч. № 823, XIII в., к этой редакции относится и древнейший сохранившийся слав. перевод чинов рукоположений - см.: Желтов. 2005) молитвы на поставление Д. уже исключены), а в своих ответах патриарху Александрийскому Марку III говорит, что, хотя «в древности каноны знали чины диаконисс, имевших [свою] ступень в алтаре», в его время Д. храма Св. Софии не имели права входить в алтарь (PG. 138. Col. 988). Окончательный запрет служения Д. содержится в постановлении, изданном К-польским патриархом Афанасием I (1303-1309) (RegPatr. Vol. 1. Fasc. 4. P. 526. N 1747, 1). Визант. канонист XIV в. Матфей Властарь свидетельствует, что в его время о том, «какое служение исполняли... диакониссы... уже почти никому не [было] известно...» (буква Γ, 11-я гл.), а блж. Симеон Солунский в своем толковании на визант. чины хиротоний (PG. 155. Col. 361-470) обходит Диаконисс молчанием. Сообщение Автора заметки: "Вопрос о возрождении института диаконисс обсуждался на заседании Святейшего Синода 9 декабря 1911 года. Несмотря на то, что большинство членов Синода одобрили инициативу Елисаветы Феодоровны, однако к общему мнению они не пришли..." - не соответствует действительности. Большинство членов Синода высказались против восстановления чина диаконисс, но из уважения к личности - к представителю Императорской Фамилии - Великой Княгине Елисавете Феодоровне - формулировки были предельно дипломатичными. Подробно события осени-зимы 1911 года описаны в 4 и 5 томе томе Сергея Фомина "Григорий Распутин: Расследование" - "Судья мне Господь" (4) и "Лож велика, но правда больше" (5).
Леонид Болотин / 16.09.2019, 23:27

3. Re: Институт диаконисс в Древней Церкви

"Потому что необходимо было наладить взаимодействие между мужским клиром и женской частью общины."- Довольно сомнительный и даже опасный тезис. Никаких проблем между мужским клиром и женской частью общины нет, кроме надуманных.

2. Институт диаконисс

Значит, не было на то воли Божией.
Алина / 16.09.2019, 14:34

1. Re: Институт диаконисс в Древней Церкви

«Диакониссы входили в состав низших священнослужителей Древней Церкви» Никогда диаконисы не были священнослужителями. Они даже в алтарь не входили. Церковнослужителями - да, были. Но если отцы отказались от этого института, значит на то были соотвествующие основания. Лучше бы для начала озаботились поиском этих оснований...
М.Яблоков / 16.09.2019, 12:53
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Николаев
Сталин и Жуков
По страницам воспоминаний маршала Александра Голованова
15.05.2024
«Сталин был другим…»
Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский о советском вожде
10.05.2024
Стратег Великой Победы
О «генерале Победы» Алексее Иннокентьевиче Антонове
08.05.2024
Белый ангел русского балета…
К 15-летию со дня смерти великой русской, советской, российской и мировой балерины Екатерины Максимовой
29.04.2024
Все статьи Владимир Николаев
Последние комментарии
«Я убеждён, что место Стрелкова не в тюрьме, а на фронте»
Новый комментарий от Константин В.
16.05.2024 21:21
Люди, будьте бдительны!
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.05.2024 20:02
Очередная мировая
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:15
Рассерженные патриоты
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:12
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Советский недобиток
16.05.2024 18:15
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
16.05.2024 17:29