Ревнитель просвещения и самый известный гонитель старообрядцев в ХVIII веке

Заметки о Нижегородском архиепископе Питириме

0
174
Время на чтение 4 минуты
Фото: из личного архива автора

Нижегородский край, пожалуй, второй после Москвы центр старообрядчества. Старообрядцы Нижнего Новгорода, принадлежащие к РПСЦ, молятся в большом Успенском храме на Бугровском кладбище (кстати, здесь похоронен Мельников-Печерский, автор знаменитых книг о старообрядцах «На горах» и «В лесах»). Успенский храм ранее принадлежал тем, кто был в оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому). Собственно старообрядческий храм в центральной части города был разрушен в хрущевское время. Выходцами из Нижегородской старообрядческой общины были митрополит Алимпий (Гусев) (+2003 г.) и, пожалуй, самый эрудированный старообрядческий священник протоиерей Леонтий Пименов (+2020 г.). Ныне настоятелем Успенской церкви является один из самых авторитетных старообрядческих священников о. Михаил Шашков.

Будущий гонитель старообрядцев был уроженцем этого края. Он подвизался здесь в одном из старообрядческих монастырей в качестве уставщика. Доподлинно неизвестно, что именно подвигло его порвать со старообрядчеством и стать ярым гонителем старообрядцев. Есть предположение, что активное изучение им разных письменных источников удостоверило его в том, что для отделения старообрядцев от официальной Церкви не было достаточных оснований. Известно, что ему покровительствовали сёстры царя Петра и сам Петр. На Нижегородчине, особенно после того, как он здесь стал епископом, Питирим развил бурную деятельность по возвращению старообрядцев в лоно Синодальной Церкви. Согласно официальным отчётам (не всегда достоверным), были обращены тысячи старообрядцев. В своей деятельности Питирим активно прибегал к помощи светских властей, приходил на диспуты со старообрядцами в сопровождение солдат.

На Нижегородской кафедре Питирим пробыл 19 лет. Был очень деятельным с самого начала: проверял у духовенства ставленические грамоты, следил за опрятным видом священников, до самой кончины активно посещал приходы. Проявлял интерес к науке (в Петербурге побывал в Академии Наук и Кунсткамере), хотя сам не был особо образованным. В его библиотеке насчитывалось около 200 книг, треть из которых были светскими. После смерти Питирима в его резиденции были обнаружены два глобуса. В своей епархии он открыл несколько школ, инициировал миссионерскую деятельность среди народов Поволжья (Нижегородский край находится на стыке славянского, тюркского и финно-угорского миров).

В 1722 году Нижегородская епархия была расширена – в её состав вошла Владимирская земля и некоторые другие территории. Количество храмов доходило до тысячи. Организаторские способности и вообще деятельная натура Питирима опровергают утверждение об инертности и безынициативности великороссийского духовенства. Питирим становится членом Святейшего Синода наряду с архиепископом Феофаном (Прокоповичем). С Феофаном их связывали тесные дружеские отношения (однажды даже Феофан попросил Питирима приобрести ему лошадь на Нижегородской ярмарке).

Ещё пара штрихов к портрету Питирима: долгое время в его резиденции жил пленный швед. Однажды архиепископ приютил болящего бездомного. Как-то у этого бездомного случился приступ, и он ранил монаха; самого Питирима спас от этого буйства келейник.

В отношении старообрядцев Питирим занимал жёсткую позицию – известны сто тридцать вопросов, которые он им направил. На все эти вопросы старообрядцы ему ответили и в свою очередь направили ему двести сорок своих вопросов. Ответы на них составили самую известную книгу, принадлежащую Питириму – «Пращицу». Одним из самых главных аргументов в этой книге является «Соборное деяние на Мартина еретика» – якобы документ Собора в Киеве в 12 веке, осудившего двоеперсие. Старообрядцы провели большую исследовательскую работу и доказали, что это «Деяние» является подлогом.

В своей деятельности Питирим не гнушался насилия. Так, керженский диакон Александр силой был принуждён отказаться от своих «Ответов» (характерная черта этих «Ответов» – сдержанность тона из-за опасения репрессий). Доставленный к царю, он заявил, что силой был принуждён. Несмотря на это, его снова подвергли пыткам и отправили обратно. В 1720 году Александр был казнён. До сих пор на Керженце густые леса. Мне приходилось на пути в Макариево-Желтоводский монастырь проезжать через эту мрачноватую местность.

Когда начинаешь рассуждать о недопустимости насилия в делах совести и религии, часто слышишь: «Такое было время, такие были нравы». Это, конечно, не согласно с евангельским духом. Кстати, свою «Пращицу» Питирим в обязательном порядке заставлял приобретать всем священникам, причём не задёшево, а по солидной по тем временам сумме – за три рубля. Двойной налог на старообрядцев – это тоже изобретение Питирима. Для старообрядцев он был довольно разорительным – с этого времени Керженец стал пустеть – его обитатели начали переезжать на Урал и в Сибирь, где было более спокойно.

Действительно, время правления Петра было очень непростым. Основная масса архиереев в это время старалась не засвечиваться, отмалчивалась. Когда пытали епископа Досифея, проходившего по делу царевича Алексея, то он говорил: «Пострадал я один, но мыслит так большинство» (то есть критически по поводу Петра). Даже в среде малороссийского духовенства не всё было однозначно (известны критические высказывания в адрес Петра со стороны местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Стефана (Яворского).

Когда известный историк Н. Устрялов описывал царствование Петра (в Исторической библиотеке в годы учёбы на истфаке МГПИ я читал эту работу), он столкнулся с большим количеством материалов, где в отношении Петра и его действий содержался негатив. Так, о новой Синодальной системе церковного управления с самого начала её функционирования стали звучать отрицательные высказывания, уже на следующий год после её введения заговорили о восстановлении Патриаршества. Некоторые реформы Петра, например, Губернская, не были доведены до конца. Приказы, несмотря на то, что они показали свою эффективность, стали заменять на Коллегии. Появляются элементы параллелизма в управлении – например, наряду с Посольским Приказом действовала Коллегия по иностранным делам.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Взгляд из столицы
Впечатления от пребывания в глубинке на Пасхальной неделе
13.05.2024
Плач на церковном пепелище
Сгорел храм в честь свт. Николы, построенный в 80-е годы XIX века
01.05.2024
«Богатство обязывает»
К 100-летию кончины П.П.Рябушинского
26.04.2024
Терпение и спокойствие
Записки пациента НИИ урологии
25.04.2024
Как меня развели на «наместника Троице-Сергиевой Лавры»
Об одном из проявлений мошенничества
20.04.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
«Я убеждён, что место Стрелкова не в тюрьме, а на фронте»
Новый комментарий от Константин В.
16.05.2024 21:21
Люди, будьте бдительны!
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.05.2024 20:02
Очередная мировая
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:15
Рассерженные патриоты
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:12
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Советский недобиток
16.05.2024 18:15
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
16.05.2024 17:29