Дерзновение веры

Проповедь во вторую Неделю Великого поста

Консервативная классика  Пастырская проповедь  Великий пост 
0
97
Время на чтение 11 минут
Фото: azbyka.ru

Источник: Протоиерей Иоанн Толмачёв. «Православное собеседовательное богословие, или Практическая гомилетика» в 4-х тт., т. 1, с. 230-235. СПб., 1899. Репр. изд. СПб., 2000 г.

Пост, давая торжество духу над материей, тем самым укрепляет веру, эту необычайную духовную силу, которая одна только и придаёт человеку высшее достоинство, поднимая его над всеми низменными влечениями и приближая к первоздан­ному совершенству. Если святая Церковь, называя пост «дивным оружием», говорит, что он соделал Моисея Боговидцем, пророка Илию — способным вознестись на огненной колеснице, а апостола Павла — в священном восторге восходить до третьего неба, то именно потому, что он укрепляет веру, получающую через него чудесную силу и дерзновение. Пример такого дерзновения веры представляет святая Церковь в евангельском чтении за Ли­тургией в воскресенье второй седмицы Великаго поста, именно в рассказе об исцелении расслабленного в Капернауме (Мк. 2, 1-12 (зач. 7). Ср. Мф, 9, 1-8; Лк. 5, 17-26).

Христос Спаситель уже ознаменовал Своё пребывание в излюбленном Им городе многими чудесами, так что за Ним уже следовало множество народа, жаждавшего воспользоваться делами Его милосердия или словами сладостного учения. Лишь только пронесся слух, что Он прибыл и остановился в одном доме, как народ массами устремился к этому дому, и если первые счастливцы проникли в самый дом, по восточному обы­чаю открытый для самого широкого гостеприимства, то другие, опоздавшие, толпились у входа, надеясь хоть через других услы­шать что-нибудь из спасительного учения.

Слух о появлении Христа в Капернауме дошёл и до одного несчастнаго, кото­рый с радостью полетел бы к подножию великого Учителя, но он был расслаблен и безпомощно лежал на постели.

Это, по-­видимому, был ещё молодой человек (Так некоторые толкователи заключают из слова «чадо», с кото­рым обратился к нему Иисус Христос — Мк. 2, 5, сравнивая смысл этого выражения с тем, в каком оно употреблено в Лк. 2, 48); жизнь ему ещё так недавно улыбалась впереди, и он, по свойственной юношам мечтательности, полагаясь на своё здоровье, быть может строил различные планы, осуществление которых должно было напол­нить содержанием всю его последующую жизнь. Вместе с тем он (как можно заключать из контекста) уже раньше, чем следует, отдался земным удовольствиям и до излишества пил чашу плотских наслаждений, конечно, оправдывая себя тем, что жизнь ему предстоит ещё долгая впереди и он успеет загладить свои прегрешения, когда настанет старость. Но — в поучение всем подобным мечтателям — как гром небесный, постиг его неожиданный удар, и цветущий, полный сил и надежд юноша превратился в живой, неподвижный, безпомощный труп. И в этом положении, разбитый телесно и ещё более нравственно, он, вероятно, впервые сознал, как не­надежна наша земная жизнь, как обманчивы все её золотые мечты, которые, как дым, рассеиваются от одного удара непо­стижимой судьбы. Болезнь, подвергнув его невольному посту, ослабила его тело, дотоле бравшее решительный перевес над духом, приучила к вдумчивости, и в нём впервые началась истинно человеческая духовная жизнь, о которой он раньше не имел и понятия.

В прежнее время он, быть может, с легко­мысленным пренебрежением отнёсся бы и к назаретскому Учителю, повторяя общий говор: «Может ли из Назарета быть что доброе?» — а теперь он пылал верою в Его всемогущество, и когда до него дошёл слух, что вот Он недалеко, в одном из домов Капернаума, то душа расслабленнаго охвачена была неудержимым желанием — во что бы то ни стало повидать бо­жественного Учителя и получить от Него исцеление, чтобы за­тем навсегда сделаться Его учеником и последователем. Но, не имея сам возможности идти к Нему, он умоляет своих друзей или родственников нести его на постели к великому Чудотворцу, и те, действительно, вчетвером подняли его с постелью на плечи и понесли к тому дому, где находился Иисус Христос (Друзья, очевидно, с готовностью отозвались на его просьбу, и сами, веруя в силу чудотворения Господа, не отступили пред встретившимися препятствиями, а довели свое дело до конца, за что и сами удостоились вни­мания от божественного Учителя, Который, «видя веру их» (2, 5), отнёсся с особенным вниманием и к расслабленному. Их вера есть живой при­мер действенности веры тех, кто молится за своих немощных собратий).

Можно представить себе, как сильно трепетало в нём сердце, когда он таким образом приближался к боже­ственному Учителю-Чудотворцу. Бурей проносились по его душе разнородные чувства, а более всего волновала именно мысль — как-то отнесётся к нему божественный Учитель: умилосердится ли над ним или же в праведном гневе за его прежнюю греховную жизнь отвергнет его и, таким образом, навсегда похоронит все его земные надежды?

Торопливо подходят носильщики к дому, где находился Христос, и хотят войти в него. Но огромная масса народа не даёт возможности даже подойти к дверям. Напрасно умоляет несчастный пропустить его; для этого нет никакой возможности. Человек меньшей веры в таком случае впал бы в окон­чательное уныние и в отчаянии порешил бы возвратиться до­мой. Но юноша пылал верой, и её не могла охладить эта пер­вая неудача. Другой мог бы подождать у дверей, пока будет выходить Христос; но он горел нетерпением повидать Его и упросил своих друзей поднять его на кровлю, чтобы оттуда как-нибудь проникнуть внутрь дома. Те подняли его по наруж­ной лестнице на плоскую кровлю, вероятно, не мало удивляя со­бравшуюся толпу, но так как и там не было готового входа в дом, то они попросту раскрыли нетолстую кровлю восточ­ного дома и через проделанное таким образом отверстие опу­стили расслабленного к ногам Спасителя.

Это был подвиг, обнаруживавший необычайное дерзновение веры, и Спаситель Христос, любвеобильно взглянув на лежавшее перед Ним тело живого мертвеца, всем своим существом умолявшего о милосердии, с нежною ласкою сказал ему: «Дерзай, чадо!» (В Евангелии Марка просто значится «чадо», но в Евангелии Матфея 9, 2, Христос говорит: «Дерзай, чадо!» — как бы желая ободрить, очевидно, совершенно растерявшегося юношу, испугавшегося своей собственной смелости, с которою он вторгся в присутствие к Иисусу Христу).

В присутствии Божественного Серцеведца юноша, забыв о своём телесном недуге, помышлял только уже о своём духовном не­дуге, о тех прегрешениях, которыми запятнана была его душа и которые и привели его к теперешнему жалкому состоянию. Если уже под тяжким ударом судьбы, на одре страшной бо­лезни он имел время поразмыслить об истинном назначении человека и произнесть надлежащий суд над своею прежнею греховною жизнью, то теперь, в присутствии безгрешного Бого­человека, он ещё более постиг всю омерзительность греха и всё величие нравственной чистоты, и на эти немые, но благоче­стивые мысли и чувствования и получен им был безконечно милосердный ответ: «Прощаются тебе грехи твои».

Если легко и приятно чувствует себя человек, с плеч которого сваливается тяжелая ноша, то тем ещё отраднее дол­жен был почувствовать тот, с души которого свалилось тя­готевшее на ней бремя грехов. Несчастный расслабленный, до­толе терзавшийся сознанием своей греховности, теперь был в состоянии полной невинности и с чувством невыразимой сла­дости в душе внимал словам Богочеловека. Для него теперь не существовало ничего больше, не существовало и сознания сво­его телесного недуга, и было лишь желание навсегда внимать этим безконечно мудрым и сладостным словам, которые ли­лись спасительным потоком из уст Божественного Учителя, Который, как он чувствовал своей богопросвещённой душой, не простой человек, а воплотившийся Бог.

Не так чувство­вали себя присутствовавшие при этом книжники, которые, с ехидным любопытством следя за учением и действиями наза­ретского Учителя, уже искали случаев обвинить Его в нару­шении отеческих преданий или верований. Услышав изречение Господа, произнёсшего прощение грехов расслабленному, они, хотя и не посмели высказать своего недоумения открыто, но в их сердце шевельнулась мысль, что это богохульство, потому что «кто может прощать грехи, кроме одного Бога?»

Рассуждение их, с одной стороны, было правильно, потому что, действи­тельно, один только Бог может прощать грехи; но они не хо­тели доводить этого рассуждения до конца, опасаясь, что это при­ведёт их к нежелательному для них выводу. А между тем стоило только им сопоставитъ различные факты из жизни и деятельности Иисуса Христа — всем известные совершённые Им чудеса и дивную властность слова, возрождавшего людей, с этим заявлением необычайного права, чтобы прийти к ло­гическому выводу, что Он «может прощать и грехи», ибо Он есть Бог, воплотившийся ради нашего спасения.

И это лукавство их мысли не сокрылось от Сердцеведца. Чтобы ещё более по­разить их, Он немедленно изобличил их тайные помыслы, сказав им: «Для чего так помышляете в сердцах ваших?»

Для такого истинного израильтянина, каким был Нафанаил, и в сердце которого «не было лукавства», достаточно было затронуть его тайные мысли, волновавшие его душу под смоковницей, чтобы он сразу признал в Сердцеведце воистину «Сына Божия» (Ин. 1, 47-49, из евангельского чтения в первое воскресенье Вели­кого поста). Но книжники не были, очевидно, такими «истин­ными израильтянами», и они, исполненные лукавства в сердце своём, не поражены были и этим откровением их тайных помышлений, и поэтому Спаситель благоволил довершить дело Своего милосердия к расслабленному видимым чудом Своего всемогущества. Объяснив, что прощать грехи несравненно труд­нее, чем исцелять телесные немощи, так что если чудесные исцеления тела совершались и пророками, то чудеса исце­ления души могут быть совершаемы только Самим Богом. Но чтобы и они, эти лицемерные и лукавые книжники, убедились, что Сын человеческий действительно имеет власть на земле прощать грехи, Он этот невидимый акт Своего всемогущества подтверждает видимым действием чудотворения. Обратившись к больному, Он с властию сказал: «Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой».

Замечательно, что это те же самые слова, которыми Иисус Христос совершил исце­ление расслабленного в Иерусалиме, при купели Вифезда. То исцеление, как известно, послужило поводом к великой бе­седе, в которой Христос раскрыл пред книжниками тайну Своего единосущия с Богом Отцом. Повторяя те же слова те­перь перед книжниками, которые, как можно с верностью пред­полагать, присутствовали или, по меньшей мере, знали об иеру­салимском событии, встревожившем весь книжническо-фарисейский мір (Евангелист Лука в своём повествовании об этом событии прямо гово­рит, что «сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и из Иерусалима» (Лк. 5, 17). Это свидетельство вместе с тем служит одним из многих доказательств того, как евангелисты-синоптики, повествуя исключительно о галилейском служении Христа, в то же время не упускают из вида и событий из служения Его в Иудее и в самом Иерусалиме), Господь желал напомнить им как о самом со­бытии, так и о последовавшей за ним беседе.

И повеление не­медленно возымело силу. Расслабленный «тотчас встал, и взяв постель, вышел пред всеми, так что все изумились и про­славляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали».

Если исцеление расслабленного в Иерусалиме совершилось, можно сказать, негласно, так что о нём узнали уже после, при виде безнадежного больного совершенно бодрым и здоровым, что и давало возможность фарисеям и книжникам сомневаться в чуде, то здесь эта возможность у них была отнята. Чудо совершилось при огромном множестве свидетелей, которые при виде его пришли в необычайное изумление и прославляли Бога. Нечего и говорить, как чувствовал себя сам бывший расслаб­ленный, когда он бодро нёс домой на плечах ту самую по­стель, на которой незадолго пред тем его, как пласт, прине­сли четверо к ногам Спасителя. Всё пережитое им было слиш­ком поразительно, чтобы волноваться какими-нибудь другими чувствами, кроме безпредельной благодарности к Богу или Тому, Кто исцелил его от недуга не только телесного, но и духовного. «И пошёл он, — по выразительному свидетельству евангелиста Луки, — в дом свой, славя Бога».

И доселе Христос Спаситель продолжает сидеть и бла­говествовать в «доме», который есть Его святая Церковь и чрез которую совершаются спасительные действия на земле — чрез благодать, право располагать которою Он предоставил святой Цер­кви. И всем открыт свободный доступ к Нему и к Его бла­годатным дарам, но непременным условием усвоения их является вера. Человек без веры — это то же, что расслаблен­ный, безпомощно и в отчаянии лежащий на своем одре, или то же, что закрытый сосуд, в который не может попасть не­бесная роса, хотя бы она своим изобилием всё орошала и опло­дотворяла кругом. Вот почему в наш век так многие не чувствуют на себе действия благодати Божией: они сами за­крыли себя для неё, ибо не имеют веры или даже прямо отвер­гают её. В таком случае они подобны расслабленному, кото­рый под тяжестью жестокого недуга изнывал и душой и те­лом в ужасном одиночестве, вдали от Христа, пока великое бедствие, давшее его духу возможность восторжествовать над материей, не возродило в нём веры, — той всепобеждающей веры, которая через все препятствия привела его в непосред­ственное присутствие Спасителя Христа.

Не будем ждать подоб­ных бедствий, которые являются как последнее грозное пре­достережение грешникам. Церковь дала нам другие средства для возбуждения веры, и прежде всего пост как превосходное упражнение для укрепления всей нашей духовной сущности. Бу­дем же пользоваться этим «дивным оружием»: оно укрепит наш дух, возбудит дремлющую веру и даст нам дерзнове­ние приближаться к Спасителю Христу, и Он по Своему без­конечному милосердию не отвергнет нас, а сподобит той же милости, которой удостоился капернаумский юноша. «Ибо в век милость Его».

Протоиерей Иоанн Толмачёв (†1897), придворный сакелларий Императорского Зимнего Дворца

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Иоанн Толмачев
Праведное воздаяние
Слово протоиерея Иоанна Толмачева в неделю Страшного Суда
03.03.2019
Крест жизни
Слово в Неделю Крестопоклонную
06.03.2010
Все статьи Протоиерей Иоанн Толмачев
Консервативная классика
Слово о русской философии.
Николай Онуфриевич Лосский. Интуитивизм
11.05.2024
Светлое Воскресение
Из книги «Выбранные места из переписки с друзьями»
07.05.2024
Слово о русской философии.
Протоиерей Сергий Булгаков. Религиозно-философское творчество
02.05.2024
Все статьи темы
Пастырская проповедь
Как достигнуть общения с Богом
Евангелие четверга (Ин, 16 зач., 5, 24—30)
16.05.2024
Проповедь — не человеческое, а Божие дело
15 августа — память святых благоверных князей Бориса и Глеба
15.05.2024
Быть христианином значит слушать, что говорит Бог
Евангелие среды (Ин, 15 зач., 5, 17—24)
15.05.2024
Радость при отпевании
Слово на Радоницу
14.05.2024
Кто ненавидит свет
Вторник (Ин, 10 зач., 3, 16—21)
14.05.2024
Все статьи темы
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
«Я убеждён, что место Стрелкова не в тюрьме, а на фронте»
Новый комментарий от Константин В.
16.05.2024 21:21
Люди, будьте бдительны!
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.05.2024 20:02
Очередная мировая
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:15
Рассерженные патриоты
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:12
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Советский недобиток
16.05.2024 18:15
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
16.05.2024 17:29