«Отец» транспортной авиации

Памяти Олега Константиновича Антонова

Бывший СССР  Иосиф Сталин 
0
158
Время на чтение 7 минут
Фото: Из интернет-источников

40 лет назад, 4 апреля 1984 г., скончался Олег Константинович Антонов (род. в 1906 г.) – авиаконструктор, создатель всемирно знаменитых самолётов марки «Ан», лауреат Сталинской и Ленинской премий, Герой Социалистического Труда, академик АН СССР.

Родился он в Подмосковье в семье инженера-строителя. В юности увлекался планеризмом, участвовал во Всесоюзных соревнованиях в Коктебеле. В 1930 г. после окончания Ленинградского политехнического института был направлен главным конструктором планёрного завода в Тушино, затем два года работал в КБ (конструкторском бюро) А.С. Яковлева. В 1940-м ему поручили самостоятельно разработать самолёт короткого взлёта и посадки, опытные образцы которого показали отличные результаты, но из-за начавшейся войны машина в серию не пошла.

В годы войны О.К. Антонов работал в Тюмени, где наладил серийное производство своих планёров, в том числе тяжёлого А-7 для доставки грузов партизанам. С 1943 г. вновь работал в КБ Яковлева, а в 1946 г. возглавил самостоятельное КБ на авиазаводе в Новосибирске, первой разработкой которого стал небольшой транспортный самолёт грузоподъемностью 1500 кг, с максимальной скоростью 250 км/час, дальностью полёта около 1000 км. Это был знаменитый Ан-2, «Аннушка», он же «Кукурузник» (получивший второе прозвание по наследству от По-2 Н.Н. Поликарпова) – старомодный биплан, управлять которым мог даже начинающий пилот. За 50 с лишним лет было построено более 18 тыс. машин разных модификаций (в Китае их строят до сих пор) – пассажирских, грузовых, сельскохозяйственных, санитарных. С тех пор транспортная авиация стала специализацией О.К. Антонова.

Новосибирский авиазавод был занят производством реактивных истребителей МиГ-15, поэтому серийно Ан-2 начали изготавливать на авиазаводе в Киеве, где имелись свободные мощности. Туда же в 1952 г. перевели и Антонова, о чём настойчиво просили украинские власти, хотевшие иметь «своё» КБ.

Если не считать модификаций Ан-2 (Ан-3, Ан-4, Ан-6), первой серьёзной работой Антонова на новом месте стал военно-транспортный двухмоторный турбовинтовой Ан-8, необходимость в котором показала война в Корее (1950 – 1953). Для создания самолёта принципиально новой схемы и столь сложной, по сравнению с Ан-2, конструкции в помощь начинающему коллективу были направлены опытные конструкторы из других российских КБ. Первый полёт состоялся в 1956 г., а серийное производство началось в 1958-м (за 3 года было изготовлено 152 машины, некоторые из них летают до сих пор). Самолёт оказался удачным и его быстро оценили в воздушно-десантных войсках (ВДВ): вместимость 40 десантников или 11 т груза, скорость 450 км/ч, дальность с максимальной нагрузкой 850 км, а главное – для взлёта и посадки ему было достаточно грунтовых аэродромов. Позднее самолёты подобной схемы начали строить во Франции и Италии.

Следующим был четырёхмоторный пассажирский Ан-10 «Украина», разработанный по той же схеме высокоплана (крыло расположено над фюзеляжем) и рассчитанный на 112 пассажиров. В 1957 – 1960 гг. было выпущено 112 машин, однако в конструкции был допущен ряд ошибок, которые привели к серии катастроф и гибели 373 человек. В связи с этим эксплуатацию самолёта в Аэрофлоте и в ВДВ прекратили и до 1973 г. использовали только для грузовых перевозок, после чего часть оставшихся машин отправили на утилизацию, а часть оставили на земле для культурно-развлекательных целей (кинотеатров, детских кафе и т.п.), благо, что ширина фюзеляжа составляла почти 4 м.

Это большое моральное потрясение не сломило Олега Константиновича. Даже неудачу с Ан-10 он потом сумел превратить в успех. Учтя допущенные ошибки, он создал на основе «Украины» великолепный транспортно-десантный Ан-12, который массово изготавливали до 1973 года и который продолжает летать до сих пор. Впрочем, говоря об ошибках ОКБ Антонова, не следует забывать о том, что и другие конструкторы допускали ошибки, порой со столь же трагическими последствиями. В частности, из-за ошибок в конструкции реактивного Ту-104 (которые А.Н. Туполев, в силу своего напористого характера, долго не признавал) произошло несколько катастроф с гибелью более 300 человек.

Следующим этапным самолётом был пассажирский Ан-24 для местных авиалиний. Эти неприхотливые и надёжные самолёты, «рабочие лошадки» гражданской авиации продолжают летать в России и во многих странах мира даже спустя 50 лет после прекращения их производства. А всемирную славу О.К. Антонову принёс гигант, способный садиться на грунтовые аэродромы, – первый в мире широкофюзеляжный Ан-22 («Антей») грузоподъёмностью до 80 тс, на котором было установлено 40 мировых рекордов. Английская газета «Тайм» отмечала: «Благодаря этому самолёту Советский Союз опередил все остальные страны в авиастроении», а о самом Антонове западные журналисты писали: «Конструктор элегантный с хорошими манерами настоящего артиста, обладает рафинированным умом».

Последним самолётом, работа над которым началось под руководством О.К. Антонова, был Ан-124 («Руслан») грузоподъёмностью 120 тс (21 мировой рекорд) Завершали работы по нему и руководили проектированием нового гигантского шестимоторного Ан-225, самого большого сегодня самолёта в мире, его ученики – замечательные русские авиаконструкторы Виктор Ильич Толмачёв (1934 – 2018) и Пётр Васильевич Балабуев (1931 – 2007). Как писал авиаконструктор А.С. Яковлев, «Основные достоинства самолётов ОКБ Антонова – высокие взлётно-посадочные характеристики, способные использовать небольшие грунтовые аэродромы, и экономичность». Ценные достоинства!

Олег Константинович был разносторонне талантливым человеком. «Живопись - мое второе призвание, мой отдых, и если хотите, источник вдохновения. Многие правильные решения авиационных конструкций родились в рисунке», – вспоминал он. Прекрасно владел он и пером. Первые две изданные книги («Простейшие модели планёров из бумаги» и «Зачем нам нужны планёры») Антонов написал и собственноручно иллюстрировал, когда ему было 18 лет. Впоследствии он написал множество научно-популярных статей в различные газеты и журналы, широко были известны и его книги: «На крыльях из дерева и полотна», «Для всех и для себя».

Похоронен О.К. Антонов в Киеве. Его именем названы улицы в Ульяновске, Саратове, Киеве и Улан-Удэ – городах, где изготавливали его самолёты, а самолёты-памятники Ан-24 установлены сразу в нескольких аэропортах. «Я всегда хотел летать. И планёры-то начал строить, чтобы летать. Иного пути в небо у меня тогда не было. Так и стал авиаконструктором», – вспоминал он на склоне жизни.

Кто мог предвидеть, что «братская республика», в которой этот выдающийся русский инженер, учёный и организатор создал замечательные самолёты, построил под Киевом экспериментальную базу мирового уровня и основал уникальную научно-конструкторскую школу, через несколько лет после его смерти станет врагом России!

Ан-2, биплан многоцелевого назначения – пассажирского, санитарного, сельскохозяйственного, спортивного, учебного, боевого, для аэрофотосъёмок и т.д. Максимальная взлётная масса 5250 кг, крейсерская скорость 180 км/ч, дальность 990 км, потолок 4200 м, длина разбега/пробега 235/225 м. Экипаж 2 чел., пассажировместимость 12 чел., грузоподъёмность 1500 кг, вооружение: 16 неуправляемых ракет, 1 бомба массой 250 кг. Поршневой двигатель А.Д. Швецова АШ-62 мощностью 1000 л. с. С 1958 г., до создания более мощных самолётов, служил в первых авиаэскадрильях ВДВ. Первый полёт – в 1947 г., за период до 2002 г. изготовлено порядка 18 тыс. ед. В гражданской авиации России в строю до сих пор находится около 1500 самолётов. Замены ему до сих пор нет.

Ан-12, военно-транспортный самолёт. Максимальная взлётная масса 61 т, крейсерская скорость 570 км/ч, дальность с максимальной нагрузкой 3600 км, потолок 10000 м, длина взлётно-посадочной полосы 900 – 2200 м (в зависимости от нагрузки), способен пользоваться грунтовыми аэродромами. Экипаж 6 – 7 чел., вместимость 90 солдат или 60 парашютистов, грузоподъёмность 21 тс. 4 турбовинтовых двигателя А.Г. Ивченко АИ-20 мощностью по 4250 л. с. Первый полёт – в 1957 г., в 1957 – 1973 гг. изготовлено 1243. ед. (в Китае изготавливают и в наст. вр.). С появлением Ан-12 резко выросли возможности ВДВ. Часть самолётов продолжает находиться в эксплуатации.

Ан-22, «Антей», широкофюзеляжный десантно-транспортный турбовиновой самолёт. Максимальная взлётная масса 227 т, крейсерская скорость 560 км/ч, дальность 5250 км, потолок 9000 м, длина разбега/пробега 1460/1040 м, способен пользоваться грунтовыми аэродромами. Экипаж 5 – 7 чел., вместимость 290 солдат или 150 парашютистов, грузоподъёмность до 80 тс. 4 турбовинтовых двигателя Н.Д. Кузнецова НК-12 мощностью по 15000 л. с. Первый полёт – в 1965 г., в 1966 – 1976 гг. изготовлено 69. ед., 4 самолёта продолжают находиться в эксплуатации. На самолёте установлено 40 мировых рекордов. В конце 1970-х гг. уступил небо более совершенному и экономичному Ил-76.

Ан-24, транспортно-пассажирский самолёт. Создан на замену Ил-14, обеспечивал треть пассажирооборота в стране. Максимальная взлётная масса 21т, крейсерская скорость 460 км/ч, дальность 1850 км, потолок 7700 м, длина разбега/пробега 1000/560 м. Экипаж 3 – 5 чел., пассажировместимость 48 – 52 чел., грузоподъёмность 6,5 тс. 2 турбовинтовых двигателя А.Г. Ивченко АИ-24 мощностью по 2550 л. с. Первый полёт – в 1959 г., в 1962 – 1979 гг. изготовлено 1367. ед., в РФ более 50 самолётов продолжают находиться в эксплуатации, срок их службы продлён до 2030-х гг. Взамен Ан-24 в 1990 г. был создан Ил-114, в Ташкенте изготовлено 20 ед., но в РФ производство до сих пор не налажено.

Ан-124, «Руслан», крупнейший в мире серийный транспортный самолёт, на нём установлен 21 мировой рекорд. Максимальная взлётная масса 392 т, крейсерская скорость 800 – 850 км/ч, дальность 4800 км, потолок 11600 м, длина разбега 2500 м. Экипаж 8 чел., грузоподъёмность 120 тс. 4 турбореактивных двигателя В.А. Лотарева Д-18Т тягой по 23,4 тс. Первый полёт – в 1982 г., в 1984 – 2004 гг. изготовлено 55 ед., в РФ 36 самолётов находятся в строю. Переговоры о возобновлении совместного российско-украинского производства самолёта, начавшиеся в конце 2000-х гг., в 2014-м были прекращены.

Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. 1

В концерне " Антонов" сейчас делают дроны , чтобы разрушать российские города. Богатый опыт самолётостроения несомненно пригодился.
учитель / 04.04.2024, 04:24
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Габрусенко
Советский блицкриг
К 85-летию начала боёв на Халхин-Голе
10.05.2024
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
История и современное состояние
07.05.2024
Забытые полководцы Великой войны
Генерал Максим Пуркаев (1894–1953)
30.04.2024
Великий перелом
Полемические заметки о Сталине и советском прошлом
23.04.2024
Художник, воин, странник, мыслитель
Бриллианты русской культуры: Василий Верещагин
13.04.2024
Все статьи Валерий Габрусенко
Бывший СССР
Православный тюркский гагаузский народ подвергнется этноциду
Если Русская Армия не освободит Одессу
17.05.2024
День памяти Императрицы Елизаветы Алексеевны
Сегодня также мы вспоминаем покорителя Средней Азии генерал-адъютанта К.П. фон Кауфмана, писательницу Е.А.Краснову, физика кн. Б.Б.Голицына, военного лётчика В.М.Голубева, директора Ботанического института АН СССР П.А.Баранова, адмирала А.Г.Головко и генерал-полковника И.А.Шевцова
17.05.2024
Очередная мировая
Она не прекращается в течение многих десятилетий, начиная с 1914 года
16.05.2024
День памяти преподобного Феодосия Печерского
Сегодня мы также вспоминаем А.П.Ганнибала, В.А.Тропинина, К.Д.Кавелина, Д.Н.Хорвата, Н.Н.Блохина и П.Г.Громушкина
16.05.2024
«Эпоха идеологий прошла»
Попытка насадить единую идеологию – верный путь к гражданской войне
15.05.2024
Все статьи темы
Иосиф Сталин
Сталин и Жуков
По страницам воспоминаний маршала Александра Голованова
15.05.2024
Нам определено быть ковчегом Православной веры
Победы над таким злом, каким была нацистская Германия, без Божией помощи быть не могло
14.05.2024
«Россия воскресает после катастрофы 1991 года»
В выжженной либерализмом земле рождается воскресительная идеология новой России
13.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Вечной дружбы в политике не бывает»
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.05.2024 16:12
«Осудить навязанное нам понятие "сергианство"»
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.05.2024 15:56
«Украина — страна победившего сатанизма»
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.05.2024 15:46
Попытка заменить ленинизм ильинизмом провалилась
Новый комментарий от Русский Сталинист
17.05.2024 15:37
Как быстро поднять рождаемость
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.05.2024 13:08