Как Федор Тютчев праздновал Пасху?

0
112
Время на чтение 6 минут

Источник: Музей Тютчева «Овстуг»

По последним данным опроса россиян, который провел ВЦИОМ, Пасха входит в тройку самых важных для наших соотечественников праздников, после Дня Победы и Нового года. Отмечать ее планирует 85% россиян. Хотя треть наших современников не знает, что именно празднуют в этот день. В XIX веке это был самый главный праздник в России.

Как праздновал Пасху поэт Федор Иванович Тютчев, когда Воскресение Христово не уступало первенство другим праздникам? Воспоминания об этом сохранились в документах и письмах.

За границей

В 1830 году первый день православной Пасхи приходился на 18 апреля. Федор Тютчев с женой Элеонорой и братом Николаем были у пасхальной обедни в Греческой церкви в Мюнхене. Здесь они встретили братьев Киреевских и Николая Рожалина, которые обедали после у Тютчевых.

«Сегодняшний день старались мы сколько возможно сделать нашим Светлым Воскресеньем, по крайней мере, с внешней стороны. В 9 часов отправились в Греческую церковь. Но здесь ничто не напоминало нам даже русской обедни, потому что, кроме греческого языка, в здешней церкви еще и та особенность, что поп вместе и дьячок, и дьякон, и поп. Зрителей, любопытных немцев, собралась непроходимая толпа, а из русских, кроме нас, были только Тютчевы, у которых мы сегодня и обедали. Оба брата и жена Федора Ивановича очень милые люди, и покуда здесь, я надеюсь видеться с ними часто. Жаль для моего брата, что они едут в Россию. Они нравятся и ему», - пишет Петр Киреевский в письме родным.

Греческая церковь  Святого Сальватора в Мюнхене. Литография XIX век. Ивановский областной художественный музей.

Греческая церковь Святого Сальватора в Мюнхене. Литография XIX век. Ивановский областной художественный музей.

В 1840 году на Пасху 26 апреля Федор Тютчев в Мюнхене у Пасхальной обедни с дочерью Анной.

«Я только что вернулся от обедни, куда водил причащаться Анну, так как по моему желанию она говела на прошлой неделе…», - пишет Федор Иванович родителям Ивану Николаевичу и Екатерине Львовне. В этом же письме сожалеет, что праздник проведет без них: «Я не хочу, любезнейшие папинька и маминька, пропустить сегодняшний великий праздник без того, чтобы принести вам свои поздравления… Хотя я уже несколько лет не присутствовал на праздновании этого дня в России, я никак не могу привыкнуть к тому, чтобы встретить его наступление без тоски по родине, и это не единственное обстоятельство в году, когда я познаю на опыте, что впечатления детства молодеют по мере того, как человек стареет.
Вы где встретили праздник? С кем вы разгавливались? И вспомнили ли вы обо мне?»

На родине

В 1845 году Пасха пришлась на 15 апреля. Тютчев уже вернулся в Россию. Но с родителями свидеться так и не удалось. Перед Христовым Воскресением 11 апреля Федор Иванович пишет Ивану Николаевичу и Екатерине Львовне:

«Не могу выразить, любезнейшие папинька и маминька, как мне досадно и грустно не быть рядом с вами в эти дни. – Впервые за долгие годы я нахожусь в России в этот праздник, который всякий раз заставлял меня остро переживать нашу разлуку, и вот опять, как сказано, я проведу его в одиночестве…
…Я хочу, чтобы дети в Святое Воскресение пошли к Причастию в домовую церковь графини Шереметевой.... Что касается до меня, я решил отложить Причастие до Москвы. Я буду говеть летом вместе с вами. Здесь же, при любом устройстве дел, мое существование таково, что я не смогу этого сделать, как хотелось бы.
…Еще раз, любезнейшие папинька и маминька, поздравляю вас всех от души с наступающим праздником и от души жалею, что мы проведем его розно».

В 1846 году ушел из жизни отец Тютчева Иван Николаевич. В 1847 году на Страстной неделе в среду Федор Иванович пишет письмо матери: «Дай Бог, любезная маминька, чтобы это письмо пришло к вам в канун праздника и нашло вас в добром здравии. Для меня настоящее лишение не иметь возможности провести эти дни вместе с вами. Этого не случалось уже так давно…»

В этом письме Тютчев вспоминает свои детские впечатления: «Только в моих детских воспоминаниях я нахожу полное впечатление об этом великом и торжественном празднике… Как бы то ни было – Христов воскресе и и Христос с вами».

Федор Иванович рассказывает о том, как праздновал Пасху его отец в Овстуге: «Овстугский священник прошлым летом часто рассказывал мне о том, как папинька присутствовал на пасхальной заутрене, кажется, без вас, любезная маминька, поскольку вам пойти помешало недомогание… Как теперь, должно быть, вы находитесь во власти этих воспоминаний. Пошли вам Господь в награду за ваши молитвы силы и мужество их перенесть…»

Успенская церковь в Овстуге. Фотография 1890-1900-х годов.

Успенская церковь в Овстуге. Фотография 1890-1900-х годов.

В 1857 году Тютчев в письме к матери еще раз вспоминает о праздновании Пасхи в его детстве. Письмо не сохранилось. Но мы имеем представление о нем по ответу матери: «... за письмо твое благодарю и поздравление меня. Ты вспомнил, мой друг Федя, прошедшее время, как мы с тобой в бывшем доме нашем ожидали первого звона колокола в Кремле, возвещающего великий праздник Светлого Воскресения Христова. Давно, мой друг, очень давно сие прошедшее время миновалось, когда вместе жили, и сколько горя и потерь близких сердцу людей перенесено».

В Зимнем дворце

В ночь на 23 апреля 1861 года Тютчев вместе с дочерьми Анной и Дарьей, присутствует на Пасхальной заутрене в Зимнем дворце. «В Пасхальную ночь мы были втроем — папа́, Анна и я — в Большой церкви Зимнего дворца», - пишет Дарья Тютчева сестре Екатерине.

Большая церковь Зимнего дворца. 1858 год. ГИМ.

Большая церковь Зимнего дворца. 1858 год. ГИМ.

В 1864 году Тютчев с дочерью Марией присутствует на Пасхальной заутрене в церкви Зимнего дворца. В день Светлого Воскресения Тютчев с женой посещает дочь Анну.

В 1869 году Федор Тютчев встречает Пасху там же. «Папа́ отправился ко Двору; на этот раз, ввиду нездоровья Императора, церемония длилась не так долго, как обычно, и христосование было отменено», - пишет дочь Тютчева Мария Бирилева сестре Анне.

В 1871 году Тютчев поздравляет дочь Екатерину с наступающим завтра праздником Воскресения Христова и сообщает, что собирается отправиться к заутрене в церковь Зимнего дворца, и тут же иронизирует:

«...местный колорит совершающегося там богослужения, несомненно, менее всего способен напомнить об истинном значении события, в честь которого совершается это богослужение. Ибо можно ли представить себе Господа нашего восстающего из своего гроба в присутствии всех этих мундиров и придворных туалетов, обладатели коих всецело поглощены не воскресением Христовым, а совсем иным — переходящим из рук в руки указом о назначениях и наградах, который и является для них благой вестью во всем значении этого слова».

Перед лицом смерти

В ночь на 16 апреля 1872 года «под звон праздничных колоколов» Федор Тютчев написал стихотворение «День православного востока», которое посвятил дочери Марии. Она умирала от чахотки в Германии. В тот же день он отправил ей стихотворение. А другой дочери Дарье пишет, чтобы не тревожилась из-за того, что в первый день Пасхи она не сможет прийти похристосоваться с ним: «Христос воскрес — это хорошо. Но это не причина, чтобы нам себя изводить. Поэтому умоляю тебя оставаться спокойной. Я выберу время, сегодня или завтра, чтобы повидать тебя. Не будем мучениками ради архаического обычая».

День Православного Востока

День Православного Востока,
Святись, святись, великий день,
Разлей свой благовест широко
И всю Россию им одень!

Но и святой Руси пределом
Его призыва не стесняй:
Пусть слышен будет в мире целом,
Пускай он льется через край,

Своею дальнею волною
И ту долину захватя,
Где бьется с немощию злою
Мое родимое дитя, –
Тот светлый край, куда в изгнанье
Она судьбой увлечена,
Где неба южного дыханье
Как врачебство лишь пьет она.

О, дай болящей исцеленья,
Отрадой в душу ей повей,
Чтобы в Христово Воскресенье
Всецело жизнь воскресла в ней.

16 апреля 1872 года

Воскресение Христово в последний 1873 год жизни Федора Тютчева тоже отметили богослужением. У Тютчевых в Пасхальную ночь служили обедню, позднее монастырский священник служил вечерню.

Марина Антонова, младший научный сотрудник музея-заповедника Ф. И. Тютчева "Овстуг".

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Я убеждён, что место Стрелкова не в тюрьме, а на фронте»
Новый комментарий от Константин В.
16.05.2024 21:21
Люди, будьте бдительны!
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.05.2024 20:02
Очередная мировая
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:15
Рассерженные патриоты
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:12
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Советский недобиток
16.05.2024 18:15
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
16.05.2024 17:29