Комментарий к истории одного «дворянского гнезда» в XX в.

0
4
Время на чтение 11 минут
Фото: предоставлено автором

Недавно мне посчастливилось узнать многое об истории одного дворянского рода – помещиков той самой местности, где в течение столетий жили крестьянами мои собственные предки. И даже пообщаться с уцелевшими представителями этой фамилии. Помня о том, что окружающий нас мир (а стало быть, и его история) – это ничто иное как училище разумных душ, я хотел бы поделиться этой характерной для всего XX века историей и наблюдениями, которые напрашиваются из нее.

Сама по себе история – очень русская, протекает на внушительных жизненных глубинах, как по Достоевскому: «широк, широк человек, я бы сузил». Ее хронологические и фактологические подробности можно почитать в прекрасном изложении уважаемого автора, одного из потомков той самой фамилии, в Интернете по ссылке https://dzen.ru/rodknyazevih (фотографии ниже также любезно предоставлены им). Я же, разумеется, далее ограничусь избранными вехами, дополняя и комментируя их.

 

1. Пролог

Итак, в Белевском уезде Российской империи были помещиками представители двух дворянских родов – Арбузовых и Князевых. Поместья были на расстоянии около 20 верст друг от друга, а семьи состояли в тесном родстве. Примерно посредине располагалась деревня, в которой, как я уже сказал, проживали все мои предки по отцовской линии – крестьяне.

Последний владелец усадьбы Арбузовых, расположенной в тогдашнем с. Алтухово – Ф.Е. Арбузов 1864 г.р., выдающийся общественник и селекционер. Он был (и даже остается до сих пор) известным в данной местности во многом благодаря активному распространению яблонь и иных плодовых деревьев – с его подачи белевский уезд стал прославленным яблочным краем, и местный Совхоз «Алтухово» всегда ассоциировался именно с яблоками. Многие крестьяне работали у Арбузова, а погорельцам – рассказывают – он раздавал вспомоществования под условием посадки у себя яблонь (в то время это не было у крестьян популярно).

Арбузов потрудился на общественной ниве – долгие годы был председателем местной земской управы, курировал и развивал образование в уезде, занимался просветительской деятельностью и т.п.

 

Цветущий, добротный, каменный дом Ф.Е. Арбузова – усадьба Алтухово – был многолюден, здесь постоянно собирались, по всей видимости, на кошт владельца, большие коллективы дворян, но и не только. Жили, в основном, доходами с питомника, устроенного здесь же. Фотографии того времени (конец XIX – начало XX в.) отчетливо проявляют благородство и «аристократизм духа», царившие в этом доме. Грациозные платья и стройные фигуры в мундирах покрывают тех, кто скоро отправится сестрами милосердия и отважными воинами на бесконечные фронты.

 

Сам Арбузов был человеком верующим, являлся старостой родовой каменной церкви Воскресения Словущего, расположенной тут же. Имел он одну-единственную дочь, Н.Ф. Арбузову, от первого брака (жена рано умерла, а второй брак был бездетным).

Другой дворянский центр – это родовое поместье Князевых, Комарево. Род этот был многочисленным – например, один из его представителей имел 18 детей, – и подарил Отечеству боевых офицеров, выдающихся ученых и служащих. Стоит отметить уважение к господам со стороны крестьян – после разгрома дворянства в революцию местные приняли некоторых оставшихся в родном селе господ в новом статусе сотоварищей-земледельцев. 

Для меня видимым апогеем всей этой местной дореволюционной жизни является фотография собрания Тульских дворян, возглавляемого Государем Николаем II, датируемая 1914 г. Непосредственно рядом с Царем – Ф.Е. Арбузов и прочие благородные люди.

И недавно мне довелось подержать в руках фамильную реликвию Арбузовых – серебряную подвесочку, миниатюрный двустворчатый медальончик, на одной створке которой отец (Ф.Е.), чье изображение вырезано как раз с той «царской» фотографии, а на другой дочь (Н.Ф.). Сколько же всего повидал этот медальончик за следующее столетие…

 

2. 1918, 1920, 1929, 1937, 1941…

1918 год – это, прежде всего, год расстрела Царской семьи, то есть, разрушения того основания, на котором держалось все остальное. Как выразился об этом один выдающийся священник: «с монархией в Россией было покончено – теперь можно было приниматься за Россию».

На Пасху 1918 года был заколот штыками карателей-красноармейцев вместе со своими сыном-офицером и сыном-семинаристом священник, служивший в храме примерно посредине между Алтухово и Комарево (свщмч. Иоанн Панков и мчч. Николай и Петр).

Далее начались реквизиции и притеснения людей «старого мира». По имеющимся данным (запись в тетради очевидицы тех событий), крестьянин-кучер предупредил Ф.Е.Арбузова о грозящей ему опасности, так что тот сорвался в скитание. Переболев брюшным и далее сыпным тифом, он сгинул в безвестности в Питере в 1920 г.

Примерно в те же годы распинали и Князевых – один (Святослав) геройски пал в Брусиловском наступлении, другой (Георгий) был расстрелян революционными солдатами как царский офицер и противник революции, третий (Иван) нес крест германского плена и т.д. Выжившие рассеялись по России и попытались найти себя в новой реальности, трудиться и жить.

Нельзя не отметить и еще одного святого нашей местности – свщисп. Георгия (Косова). Этого праведника, покровителя местных нищих и благотворителя сирот, воздвигшего сиротский дом и завод для местных крестьян, а также устроителя школ и больницы, с осени 1918 г. периодически арестовывают, таскают по тюрьмам, калечат и унижают. «Я здесь умру, а тебя повозят» - пророчествовал он матушке, что и сбылось после его кончины в 1928 г., действительно состоявшейся на малой Родине.

После избиения наиболее достойных дошла очередь и до «подлых», т.е. крестьян. Как рассказывала моя бабушка 1927 г.р., «когда мне было 2 года, стали создавать колхозы, и вечером к нам зашла соседка, сказав отцу: «завтра, Сергей Емельянович, за тобой приедет черный воронок!»». Разгромили и кулаков.

Один ниш современник благородного происхождения сказал: «о чем нам сейчас вообще говорить, если большинство мужчин либо в лагерях сгноили, либо расстреляли в подворотнях». Типичнаые формулировки из протокола заседания Тройки НКВД по делу № 17631 от 08.09.1937: «Князев И.В. … сын помещика-дворянина, поручик царской армии, в 1911 г. окончил Павловское юнкерское училище… Обвиняется в том, что будучи враждебно настроен к существующему в СССР строю до последнего времени вел антисоветскую деятельность, высказывая сомнения по поводу расстрела врагов народа, распространял к/р клевету по отношению руководителей ВКП/б/ и советского правительства. Постановили: … заключить в исправтрудлагерь, сроком на ДЕСЯТЬ ЛЕТ…».

Ну, а Война в наших местах прошлась катком по человеческой памяти. Фронт здесь стоял около 1,5 лет (с окончания битвы за Москву и до Курской битвы), так что не осталось практически нигде камня на камне. В Алтухово, например, сильно пострадали и церковь и усадьба, которую немцы использовали под военный госпиталь и военное кладбище якобы с расчетом в будущем сделать из него торжественный мемориал. Комарево, несколько раз переходившее из рук в руки, погибло.

Многие из бывших обитательниц этих усадеб – нежных и прекрасных дам – встретили свою кончину также в эпицентре военного смерча. Обездоленные, голодные, больные, запуганные и униженные, они из последних сил трудились на благо своего Отечества. Это кажется невероятным, что ТАКИЕ люди ТАК провели и ТАК закончили свою жизнь на собственной Родине. И это ставит перед нами, как наблюдателями тех вех русской истории вопрос, на который человеческое естество не может дать ответ – такой же, который стоял перед праведным Иовом во время его страданий.

 

3. Люди, которых не было

Отгремели грозные бури, и после ВОВ история более плавным ходом притекла к нынешнему моменту.

Внук супругов Н.Ф. Арбузовой и И.В. Князева ничего не знал об истории своего рода – не говорили ему об этом ни бабушка, ни мама, ни тетя. Лишь после кончины последней на рубеже XX и XXI столетий при разборе ее квартиры были обнаружены многочисленные материалы о прошлом. Словно подземная река, по случаю излившаяся на поверхность…

Точно так же и моя собственная бабушка просила не разглашать посторонним, что она была «дочерью кулака» (и это в 2000-е годы). Молчали со своими отпрысками в СССР и Князевы. До такой степени были затравлены люди. А ведь такой страсти подверглось не одно какое-то местечко, а вся Россия и весь русский народ. 

Нынче Белевский уезд обезлюдел – большинство прежних деревень либо вовсе перестали существовать, либо состоят из пары теплящихся хозяйств. Почти нет в них ни церквей, ни школ, ни больниц.

В Алтухово от дома Арбузовых остались лишь груды кирпичей в крапиве. А Церковь Воскресения Словущего после ее осквернения совхозным использованием сейчас не просто руинирована – из ее стен и с окон неизвестные тракторами рвали железные элементы для сдачи на металл (при цене лома 6 руб. / кг). Располагавшееся за алтарем захоронение раскопано искателями сокровищ.

Усадьба Комарево, сгоревшая в Войну, не восстанавливалась.

Огромный каменный храм (просто чудо для захолустной деревеньки тех времен) и двухэтажное каменное женское училище, которые отстраивал отец Георгий Коссов, также сравнялись с землей, а могила батюшка была срыта.

Деревня моих предков была упразднена в брежневский период, во время акции по ликвидации бесперспективных деревень.

Ныне здравствующие потомки описанных выше семей немногочисленны.

Жизнь на этом пепелище едва теплится.

 

4. Эпилог

Всматриваясь назад, мы – почти каждая русская семья и почти каждый русский человек, – спрашиваем себя: что же все это было?

Нет. «От Меня это было» - так выражался современник описываемых событий преп. Серафим Вырицкий.

Русские люди были испытаны на верность своему Господу. Не менее грозные испытания нависают и над нами сейчас, поэтому осознать для себя произошедшее – это вопрос не только, а может и не столько ретроспективы, сколько перспективы. Прикосновение хотя бы в малой мере к жизни исповедников Христовых, несомненно, не может пройти для человека незамеченным. И эти мартирологи, конечно, не ограничиваются каноническими житиями уже прославленных святых.

Столкнувшись с нечаемыми, невиданными, невообразимыми испытаниями посреди своей лучезарной жизни, лучшие люди России встретили их во фронт – об этом, в основном, говорят дошедшие до нас сведения. Они жили, совлекаясь по видимости внешней своей «обертки» (титулов, статусов, пафоса, уклада), но стискивая зубы и сохраняясь по сути прежними – верующими, благородными, добросовестными людьми. Не случилось у нас контрреволюции, и за границу никто из упомянутых персонажей не бежал – но этого и не требовалось для их личной победы над искушением. Наверное, не обходилось без человеческой слабости и моментов малодушия, некоторых несовершенств – но на исход это и не повлияло. Не случилось отмщения и восстановления в ощутимой мере исторической справедливости – но история и лица (в особенности, глаза) с пожелтевших фотографий сами достоверно и теперь уже немолчно свидетельствуют о ней. И чем еще, кроме несгибаемой верности Христу, может запечатлеть свою жизнь человек для вечности?!

Трудно не отметить присутствия Божия, когда всматриваешься в пути упомянутых мною людей. Например, вся жизнь Ф.Е. Арбузова как будто вращается вокруг темы Креста и Воскресения: он был крещен в Крестовоздвиженском храме в Швейцарии по случаю (родился в заграничной поездке родителей), всю жизнь был ктитором храма Воскресения Словущего на Родине и имел множество других подобных «знаков». Но милость и любовь Божия не избавили моих героев от встречи лицом к лицу с преисподней. Есть свидетельства об их смертях в самом униженном, самом убогом и отверженном состоянии – в военной обстановке, в пролежнях, в предельном истощении и от рук палачей, в кишащей насекомыми одежде, при раздирающей душу сердечной скорби от печальных известий о страданиях родственников. Порой эти свидетельства столь выразительные, что заставляют содрогнуться.

Я уже отмечал, что высшая точка описанной локальной истории есть точка соприкосновения с Царем, запечатленная на общей фотографии конца 1914 г., и далее все покатилось по нисходящей. Не тем же ли самым было отречение Государя, чем и последующая жизнь его настоящих верноподданных?

И вот многие русские люди с нашего сегодняшнего пепелища задаются вопросами, подобными тем, что посещали праведного Иова и его друзей. За что? Зачем? И вместо доверчивой, терпеливой и смиренной готовности воспринять от Господа то, что нам достается, возникает соблазн «исправить ошибки» умом, силой, хитростью, т.е. уклониться от следования за Христом. Да, именно так – многие замечательные патриоты и достойные люди продолжают искать исход и решение в некоей деятельности, активности, повторяя упущение прошлых поколений и забывая, что одно только нужно (Лк. 10, 42). Любить Россию, работать на благо своего народа, бороться за реабилитацию исторической правды – все это бесплодные занятия, если не соединяются с горячей молитвой Господу, покаянием и деятельной причастностью к жизни Церкви.

Обратим внимание, что книга Иова не дает ответа на вопрос о причине и смысле страданий праведника, она лишь обличает неверные суждения о них – будто единственной их причиной было воздаяние за некоторые грехи и недостатки. Так не получают ничего и те русские люди, которые без деятельного и глубокого обращения ко Христу желают «разобраться» с трагической историей XX века и повернуть ее течение вспять. Потому что ответ на вопросы иовлевы способен дать лишь Христос – единственный подлинный Праведник, добровольно восприявший самые страшные в мире за нас страдания, который затворил уста всем тем, кто не желает страдать. И Он дал искомый ответ тогда, когда оказался вознесенным на Крест.

Иов не знал Христа так, как дано было Его узнать новозаветным людям, апостолам и ученикам. Но он веровал: Искупитель мой жив (Иов 19, 25). Так и многие русские люди той генерации, которой довелось лицом к лицу встретить революцию и последующие за ней события, имели помраченными по сравнению с предыдущими поколениями свои духовные очи. Постепенное падение духовности накануне революции в общем-то общеизвестно, и русскую катастрофу встречали люди со многими немощами (подчас разуверившиеся, приземленные, не обвыкшие молитве). Но вера в то, что Искупитель мой жив, помогала совершать победу тем, кто не отрекался хотя бы самой этой веры.

Нынешний облик нашего народа и вовсе напоминает духовного слепца. Слепец. «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин. 9, 2) – вот испытующий взгляд на историю XX века и ее нынешние итоги. Ищут ошибок: то ли (будто бы!) в действиях Царя, то ли в государственном устройстве, то ли в политической и общественной работе. Но если нынешнее пепелище попущено для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 3), то какой должна быть сила нашего обращения единственно и к Единому Христу Жизнодавцу! И сколь плачевен и жалок будет наш финал, если мы своим безразличием ко Господу, своими ложными надеждами на мирские предметы и хитрости воспрепятствуем совершиться над Россией делу Божьего избавления. Молитвами всех Новомучеников и исповедников Церкви Русской, в тяжкую годину испытаний и гонений за Христа страдания претерпевших и верность Ему сохранивших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас!

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Диакон Павел Александрович Панов
Россию спасёт только крестоношение
Размышления перед крестным ходом 7 сентября 2025 года
01.09.2025
Как нам услышать Евангелие рыбаков и земледельцев?
Не пора ли русскому человеку смириться и склонить голову перед своими предками, перед исповеданной ими Истиной?!
15.07.2025
Не получается верить в Христа – почему?
Мы как народ не обрели утраченного Христа
06.12.2024
Современнику и собрату по обуреваемой Отчизне
Вера и Предание, которые хранятся только в Православной Церкви, – как кирка и лопата, которыми мы можем расчищать завалившие нас камни, пробиваясь к своей цели
26.10.2024
Грешная Россия и Русская Церковь объявили войну самому диаволу
О заблуждениях православных журналистов Украины насчет идущей войны
29.10.2022
Все статьи Диакон Павел Александрович Панов
Последние комментарии
Свет истины заманил меня к своему Очагу…
Новый комментарий от Vladislav
12.10.2025 22:24
Выдавливать из себя по капле Запад
Новый комментарий от Федотов
12.10.2025 19:04
Консервативная революция
Новый комментарий от Советский недобиток
12.10.2025 15:14
Осторожно: безродный патриотизм!
Новый комментарий от В.Р.
12.10.2025 12:08
О протестантизме в РПЦ
Новый комментарий от С. Югов
12.10.2025 11:02
О любви к врагам
Новый комментарий от Vladislav
12.10.2025 10:50
Добрая и счастливая Валентина Ивановна
Новый комментарий от Советский недобиток
12.10.2025 10:04