История капитализма в России. Куда идем?

Генезис русского буржуазного человека

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Бывший СССР  Православный социализм  Русская цивилизация 
0
287
Время на чтение 9 минут

Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6:21)

Проследим вкратце историю русской буржуазии. Историк М. Погодин писал о наших дореформенных (до 1860-х) предпринимателях: «У нас много толкуют о торговле, не обращая внимания на характер народа. Никогда торговля наша не сравнится с английскою, потому, что она не в духе народа… Купец у нас принаживет капитал, бросает торговлю и отказывается от оборотов, а живет себе спокойно процентами. У англичан напротив…».

Первыми крупными капиталистами XVIII – начала XIX века в России стали, в основном, близкие к царскому двору дворяне-аристократы, которые сколотили огромные состояния, пользуясь государственной поддержкой и «административным ресурсом». Демидовых среди них было немного. Некоторым из этих аристократов, например, удалось за бесценок приватизировать государственные металлургические заводы, заложенные еще Петром I. (Вам это ничего не напоминает?)

Качественный сдвиг в деле построения капитализма в России происходит после «рыночных» реформ Александра II в 1860-х гг., которые стали, по сути, началом русской буржуазной революции, завершившейся крахом Февраля 1917 года. На ее волне, во второй половине XIX века, складывается слой капиталистов уже не из дворян и немцев, а из русских купцов-старообрядцев и крестьян-кулаков. Но их сравнительно немного, и они до конца неоформленные – одной ногой в патриархальной Руси, другой – в новой, «либеральной».

Как писал философ Бердяев, русский купец-миллионер в глубине души все еще считал своё неправедно нажитое богатство грехом и в минуты раскаяния мечтал о монашестве или странничестве. Поэтому и церкви строил и благотворительностью занимался. Но это – лучшие. Наш ранний капиталист, выскочивший «из грязи в князи» был одновременно и разбойником, и кулаком-мироедом, и кающимся грешником. Он являл собой нечто среднее между законченным шулером Чичиковым (прародителем нынешних «либеральных рыночников») и купцом-меценатом Третьяковым. (Пожалуй, единственным исключением стал сибирский миллионер Иннокентий Сибиряков, пожертвовавший почти все деньги на благотворительность и Церковь, и ставший монахом на Афоне.)

Революционная финансовая реформа Александра II проведенная в 1860-64 гг., одним махом перечеркивает весь традиционный хозяйственный уклад. Россия начинает втягиваться в мировую экономику, т. е. в финансовую глобализацию. В 1860 г. учреждается Центробанк, выпускающий деньги. И сразу же «удивительным образом» денег в экономике начинает не хватать. Кредиты становятся дорогими! (Ничего не напоминает?) Банкиры-ростовщики радостно потирают руки: наконец-то настало их время!.. Стараниями близких ко двору «молодых реформаторов» (Штиглиц и др.) экономика России быстрыми темпами превращается в рыночную… Да-да! – все это, до боли знакомое, начиналось у нас более 150 лет назад.

Следующий этапом становится финансовая «реформа» Витте (масона высокой степени, связанного с Фининтерном). В 1897 году Россия переходит на золотой стандарт… и моментально подсаживается «на иглу» золотых кредитов (ротшильды). При действительно бурном развитии экономики: строительстве железных дорог, заводов и т. д. (активы), страна быстро погружается в долговую яму (пассивы – обязательства по долгам). В результате к 1907 году Россия выходит на первое место в мире по государственному долгу. Иностранные инвесторы в большинстве отраслей захватывают более половины уставного капитала!

Таким образом, пятидесятилетний «капиталистический эксперимент» при кажущемся прогрессе доводит страну до экономического тупика, за которым должна последовать потеря государственного суверенитета и превращение страны в полуколонию! Это к вопросу: «какую Россию мы потеряли?».

Но главное – эти экономические противоречия накладываются на более серьезные противоречия ментального характера: большинство русского народа категорически не желает встраиваться «в такую» рыночную экономику! Согласно православному взгляду на мир – все, что связанно с банковским процентом, т. е. деланием денег «из ничего», – это грех. Причем такой, за который полагается отлучение от церкви.

Именно поэтому буксует столыпинская «фермерская» реформа, поэтому государство насаждает капитализм сверху (в тяжелой промышленности), поэтому привлекаются европейские «инвесторы». И поэтому же, подчеркнем, среди собственно российских капиталистов мы видим много нерусских: евреев, немцев, армян и других инородцев – за ними многовековой опыт банковского дела, предпринимательства и торговли. Они буржуазнее наших «буржуазных человеков».

В. Розанов писал по этому поводу: «…право, русские напоминают собою каких-то арабов, странствующих по своей земле… И «при свете звезд поющих песни» (литература). Дело все не в русских руках». А если какой-нибудь русский вдруг бросает свои кочевья и решается взяться за «дело», то он тут же наталкивается на серьезную проблему: «Все работы и службы, уже заняты евреями или немцами; все практическое – расхватано ими. « Русского человека просто никуда не пускают» – аксиома улиц, контор, торговли»…

Это – первый этап развития капитализма в России, который закономерно заканчивается антибуржуазной революцией Октября 1917 года и возвращением к привычному общинно-монархическому (советскому) укладу жизни. Но!.. Но начало капитализации положено и процесс буржуазного накопления людей пошел. Обратим внимание на эту динамику.

Следующий этап развития капитализма в России приходится на советское время. Да-да, именно на советское. Как только жесткая мобилизационная система (1930-40-х гг.) уступила место мягкой системе (1960-80-х гг.), буржуазный человек – уже городской кулак – быстро пришел в себя и стал набирать силу. Он пробился, как трава через старый асфальт! И социалистическое воспитание ничего не могло с этим поделать. Старшее поколение все это помнит.

Важно подчеркнуть, что согласно пассионарной теории массовый буржуазный человек не воспитывается – он таким рождается. И чем дальше, тем больше – от фазы надлома до конца фазы инерции, по нарастающей (400-500 лет после пассионарного пика акматической фазы). И только в конце этногенеза, в фазе обскурации, его вытесняет «последний герой» – паразит-субпасссионарий (см. фазы этногенеза).

Таким образом, получается, что период позднего «развитого социализма» 1970-80-х гг. стал просто переходным этапом к «капитализму»! Что с точки зрения цивилизационного подхода было вполне закономерно.

В это время в советском обществе происходит своего рода мелкобуржуазный ренессанс. Трудовой народ, настрадавшийся в мобилизационный сталинский период, наконец-то начинает жить «для себя», руководствуясь императивом будущей фазы инерции: «Ну, сколько можно! Дайте пожить спокойно».

И весьма примечательно, что над слоем рядовых обывателей, которые становятся питательной почвой для будущего капиталистического уклада, вновь появляется буржуазный авангард – оборотистые дельцы. Эти люди на одну зарплату уже не живут и занимаются добыванием «нетрудовых доходов». В вечно нищей Центральной России их сравнительно немного, однако в крупных городах, особенно в столицах, и на юге РСФСР – уже немало. В национальных республиках, особенно на Кавказе – еще больше. Это работники торговли, общепита, снабжения, сферы обслуживания, транспорта и др.

Спецслужбы Запада, в это время, конечно, работают, и неплохо работают, но дело в том, что ядовитые семена информационной войны падают на благодатную, уже подготовленную почву. Среди молодежи в это время все меньше встречается тех, кто хочет стать инженером или учителем, и все больше тех, кто мечтает о карьере завмага или снабженца. Конкурсы в торговые институты подскакивают до максимального предела. А работа за границей рассматривается, как счастливая возможность обогатиться за счет импортного «дефицита». Это называется «умением жить».

К концу советской эпохи происходит смена вех: «романтики» уступают место «прагматикам». С точки зрения этнологии это означает, что в конце фазы надлома уже видны проблески буржуазной фазы инерции...

К началу 80-х годов в СССР складывается высший слой подпольной буржуазии – цеховики, валютчики, крупные фарцовщики. Параллельно с этим, даже раньше, обуржуазивается большая часть партийной и хозяйственной номенклатуры, а так же верхний слой «интеллигенции». При этом «верхи», и в первую очередь их прозападная часть, искусственно подстегивают естественно идущий процесс буржуазного накопления. Им не терпится. Будущие «перестройщики» и «реформаторы» почуяв добычу, уже сбились в стаю.

Вся эта новая советская буржуазия, мелкая и крупная, по-прежнему не составляет решительного большинства в русском этносе – многие русские традиционно работает на заводах, в колхозах, в конструкторских бюро; служит в армии и на других «государевых службах». Торгуют на базарах, в шашлычных, делают подпольный бизнес и занимаются фарцовкой, в соответствии с наблюдением Гумилёва, в основном нерусские, или русские с «высокой степенью метисации» – плоды этнических контактов с «народами-торгашами» (Подробнее см. ст. «Почему мы никак не построим правильный капитализм»). Больше всего таких торгашей наблюдается в столице, на юге России, и, особенно, на Украине, которая с XV вв. являлась зоной некомплиментарных этнических контактов с несколькими суперэтносами сразу.

Но!.. Но если сравнить русские «буржуазные показатели» 1980-х гг. с началом XX века (тогда в России 70 % - бедные и средние крестьяне), то количество буржуазных людей «на душу населения» в русских регионах заметно увеличивается. Особенно в крупных городах. Причем географически это четко просматривается не только по направлению с севера на юг России, но и с востока на запад. От самого небуржуазного города на Транссибе – Читы, до сверхбуржуазной Москвы – по нарастающей.

В этот период советская буржуазия очень активна; в первую очередь – теневая. К концу 80-х гг. она уже представляет собой реальную силу. Опираясь на этот социальный слой так называемые «демократы» захватывают власть в августе 1991 года. Получается, что, если большевики в 1917 г. сыграли на недовольстве бедных, то «демократы» – на недовольстве небедных.

Это – второй этап развития капитализма в России; преждевременно (именно преждевременно!) оборванный «либеральным» переворотом 1991 г.

Возникает вопрос: побеждает ли после переворота 1991 г. русский буржуазный человек человека небуржуазного? Нет. Он заметно усиливается и в мегаполисах начинает преобладать, но до конца не побеждает. Второй вопрос: получает наш буржуазный человек (именно – наш) то, на что он рассчитывал на заре «перестройки»? Нет. Вместо «цивилизованного рынка», который наконец-то даст заработать энергичному индивиду (не «совку»), он получает «недоделанный» олигархический капитализм. В итоге, «тридцать сортов колбасы» и голубая мечта советского мещанина – личный автомобиль, достаются слишком дорогой ценой. И для страны, и для него самого. (И не важно, что не все «участники рынка» это осознают).

Таким образом, получается, что нашего подросшего, но наивного буржуазного человека просто умело использовали в своих целях люди совсем другого типа – «либеральные человеки», для которых Россия – чужая страна, объект для грабежа и насилия. С точки зрения этногенеза, «реформаторы» 90-х – это типичные антисистемщики, которые, воспользовавшись обострением нашей внутренней болезни, грубо вмешались в ход истории и устроили России почти смертельный зигзаг.

Выберемся ли мы из этой ямы? Да, собственно, уже выбираемся... И надежду внушает тот факт, что в составе нашего этноса сохранил свои позиции человек традиционного типа – до-буржуазный, коллективистский. Особенно в коренной, провинциальной России. Он, конечно, ужался после переворота 1991 года, и мало заметен, но он никуда не делся. Хотя жителям столиц и может казаться, что буржуазный человек победил окончательно и коллективист обречен на вымирание. Но это – аберрация близости. Сытой и химерной близости.

Как раз такой традиционный русский человек и спас страну от распада, на грани которого она находилась в конце 90-х годов. Каждый – на своем месте. Такой пример: когда заезжие американцы спрашивали у наших людей в 90-е годы: зачем вы, вообще, работаете, если вам месяцами не платят зарплаты?! – Те не знали, что им ответить… Ну, кому-то надо…

Это к вопросу о глубинном народе.

А теперь пришло время ответить на вопрос – куда мы идем? И возможен ли в России развитый капитализм, «как на Западе»?

Ну, во-первых, «как на Западе» не получится. Россия – это не Европа, а Евразия, т. е. совсем другая цивилизация. Поэтому, даже окончательно сформировавшийся буржуазный человек у нас не будет похож на европейский образец.

Во-вторых, даже свой собственный, евразийский капитализм (а скорее не совсем капитализм) мы построим не скоро. Впереди еще – последний, третий этап строительства.

Надо будет пожить какое-то время в фазе инерции и подождать пока, по мере срабатывания «Закона буржуазного накопления», количество пассионариев-идеалистов у нас сократится до минимума и в составе российского суперэтноса размножится и станет доминировать русский буржуазный человек.

Пока же у нас продолжают доминировать нерусские «буржуазные человеки». Олигархический зигзаг 90-х не завершен.

Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Ответ на 4, Русский Иван:

В СССР был государственный капитализм,сейчас транснациональный капитализм.Могу привести слова Ленина,но не стану.Леин строил госкапитал для передачи страны в лапы буржуев нерусского происхождения.Ленинцы отдали все права пользования трудом транснациональному капиталу,ничего общего не имеющего с бывшим русским капитализмом.Большевики отняли всё у русского народа,и спокойно передали в руки западных капиталистов.Ободрали русских до нитки.
Уничтожив для этого миллионы русских душ.
Изначально и строился этот завет поведения большевиками завоевание социализмом русского народа.
Дураков ищешь,так поищи в другом месте.


Это вам не лобио кушать.

4. а в РФ сегодня - социализм?

В СССР был государственный капитализм,сейчас транснациональный капитализм.Могу привести слова Ленина,но не стану.Леин строил госкапитал для передачи страны в лапы буржуев нерусского происхождения.Ленинцы отдали все права пользования трудом транснациональному капиталу,ничего общего не имеющего с бывшим русским капитализмом.Большевики отняли всё у русского народа,и спокойно передали в руки западных капиталистов.Ободрали русских до нитки.
Уничтожив для этого миллионы русских душ.
Изначально и строился этот завет поведения большевиками завоевание социализмом русского народа.
Дураков ищешь,так поищи в другом месте.
Русский Иван / 25.04.2024, 21:18

3. Ответ на 2, Русский Иван:

Если Вы сегодняшний день называете Капитализмом,то это неправильный вывод.Как.В СССР не было Социализма.

Как я тебя понял. в СССР был капитализм, а в РФ сегодня - социализм?

2. Евгений Евтушенко  

Если Вы сегодняшний день называете Капитализмом,то это неправильный вывод.Как.В СССР не было Социализма.
Русский Иван / 25.04.2024, 13:23

1. В точку!

//////Следующий этапом становится финансовая «реформа» Витте (масона высокой степени, связанного с Фининтерном). В 1897 году Россия переходит на золотой стандарт… и моментально подсаживается «на иглу» золотых кредитов (ротшильды). При действительно бурном развитии экономики: строительстве железных дорог, заводов и т. д. (активы), страна быстро погружается в долговую яму (пассивы – обязательства по долгам). В результате к 1907 году Россия выходит на первое место в мире по государственному долгу. Иностранные инвесторы в большинстве отраслей захватывают более половины уставного капитала!

Таким образом, пятидесятилетний «капиталистический эксперимент» при кажущемся прогрессе доводит страну до экономического тупика, за которым должна последовать потеря государственного суверенитета и превращение страны в полуколонию! Это к вопросу: «какую Россию мы потеряли?»///////

Автор блестяще проанализировал и то, как 50-летний капиталистический эксперимент привёл к бесславному краху Российскую Империю, и то, как в постсталинском перерождающемся хрущëвско-брежневском СССР произошëл мелкобуржуазный Ренессанс 1953-1985 годов, завершившийся ползучей мелкобуржуазной контрреволюцией "сверху" 1985-1991/1993 годов, печально известной как горбачëвская Катастройка. Как мы видим, капитализм уже дважды в ХХ веке приводил к краху нашей государственности- в Феврале 17-го, и в августе-декабре 91-го. И, тем не менее, до сих пор находятся люди, утверждающие, что лучше "рынка" и "капитализма" ничего нет. С ними явно что-то не так.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Евтушенко
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Вторжение мигрантов
Грозит ли нам новое переселение народов?
14.03.2024
Религиозная глобализация и филокатолики в Русской Церкви
Митрополита Илариона сняли, но дело его живет?
27.02.2024
Достоевский о кризисе русского общества и грядущем выздоровлении России
В продолжение дискуссий о тов. Сталине и современном моменте
08.02.2024
О красных и белых
Полемические заметки о революции 1917 года
28.12.2023
Все статьи Евгений Евтушенко
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Специальная военная операция в сфере образования
В Общественной палате обсудили соработничество государства и общества в деле воспитания личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей
25.04.2024
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Всё пережитое так огромно, что довоенными очами вы не можете смотреть на жизнь
Несколько замечаний по воспоминаниям Виктора Некрасова
24.04.2024
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Арестовали замминистра обороны за взятку
24.04.2024
Все статьи темы
Бывший СССР
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Декоммунизация Шевченко
Почему на Украине скромно отметили 210 «кобзаря»?
24.04.2024
Все статьи темы
Православный социализм
Справедливость как воля Божия
Сейчас России нужно продолжение прежнего, проверенного в советское время курса – социализм с государственной собственностью на средства производства, с плановой экономикой, с монополией на внешнюю торговлю
23.04.2024
Вера, воля, знание – путь русского спасения
Нам нужна солидаризация государства и госуправления, важнейшими элементами которой являются солидарная экономика, солидарное государство и солидарное общество
09.04.2024
Справедливый образ России в мире
О деятельности члена Зиновьевского клуба Владимира Анатольевича Лепехина
02.04.2024
СВО как проявление экзистенциального конфликта истории
Миру необходима новая модель экономики с естественными ограничениями потребления и личного накопления
02.04.2024
К идеологии Союзного государства
Многие пытаются разрешить идеологические вопросы, минуя принципиальные положения, и, самое главное, важнейшее из них: кому служить будем, Богу или маммоне?
26.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:26
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 22:02
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45