Пришлось немного задержать выход третьей части нашего эсхатологического расследования. Тому причиной горячая фаза ближневосточного конфликта. Иранский гиперзвук в прямом смысле слова поставил весь мир на паузу.
На днях Иран нанёс по Израилю исторический удар возмездия за нападение на иранское консульство в Дамаске. Не будем комментировать это интереснейшее во всех смыслах событие, но в контексте интересующей нас темы, конечно же, отметим, что в ходе эскалации обозначенная нами версия об экуменическом проекте криптотамов с центром на Храмовой горе уверенно подтвердилась!
Интересно было наблюдать, как показательно отрабатывали тему некоторые околоправославные информационные каналы. Что они делали? Сеяли панику среди верующих, причём хорошенько приправляя свою деланую некомпетентность пещерным антисемитизмом. Основной тезис (наивнейший): под шумок Израиль сейчас раскрошит Аль-Аксу, а на Песах возведёт на престол вожделенного ими персонажа. Ну, а потом уж пойдут клочки по закоулочкам, трепещите.
В итоге получилось всё с точностью до наоборот – ровно так, как мы и предполагали в наших материалах тут и тут. В роли героического заступника и хранителя роковой исламской святыни (весьма неожиданно для околоправославных паникёров, не так ли?) выступил не кто-то, но сам Израиль, неся оливковую ветвь «мира» в орлином окровавленном клюве.
Советник израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху Офир Гендельман выступил с утверждением, что силы ПВО Израиля перехватили одну из иранских ракет прямо над мечетью Аль-Акса в Иерусалиме. «Иран запустил сегодня вечером баллистические ракеты по священным местам ислама в Иерусалиме. Смотрите, как израильский "Железный купол" перехватывает их и спасает мечеть Аль-Акса от Ирана», – написал он на своей странице в запрещенной в России соцсети X.
Честно, не знаю, на какую аудиторию рассчитывал Гендельман. Неужели в Израиле есть те, кто поверил? Может быть я, конечно, дремучая идеалистка...
На видеозаписи, которой автор сопроводил свой комментарий, видно, как под звуки сирен воздушной тревоги, израильские средства ПВО работают по множеству мелких воздушных целей в ночном небе над Иерусалимом, в кадре можно различить и золотой Купол скалы на Храмовой горе, по соседству с которым расположена мечеть Аль-Акса.
Повторяю для тугодумов: экстремистское правительство Нетаньяху, управляемое организованной группой криптотамов, преследует псевдорелигиозный экуменический проект, где мечеть планируется сделать частью будущего Третьего храма. Храмовая гора, согласно очередному безумному замыслу глобалистов, «должна стать международным центром религиозной толерантности».
И не нужно науськивать православных на ветряные мельницы. Общество и без того чудовищно расколото. А использовать в своей деятельности антисемитизм для того, чтобы отвлечь людей от трезвого видения проблемы, от опознания истинных угроз – это вообще диверсия.
Итак, в заключительной части нашего расследования предлагаю, наконец, вынырнуть из чужеродных (иудейских) традиций и посмотреть, наконец, на проблему Третьего храма с родной, православной точки зрения.
Но и здесь с прискорбием сразу же придётся отметить некоторые перекосы. Увы, но современные православные в своих эсхатологических чаяниях прилично иудаизированы. Чаще всего бессознательно, из-за слишком навязчивой информационной повестки приходящей слева, но факт остаётся фактом.
Дело в том, что популярный в православной среде маркер Третий храм в Иерусалиме, как престол для антихриста – это всё-таки в первую очередь хилиастическая интерпретация от лагеря иудаизма. В то время, как святые отцы православной Церкви не имеют единого мнения в отношении того, где именно воссядет сей инфернальный персонаж. Да и насчёт того, что иудейское святилище когда-нибудь будет восстановлено – тоже не факт. К слову, в истории уже не раз предпринимались попытки реконструировать иудейский храм, но все они заканчивались трагедиями – пожарами, землетрясениями, войнами, кровью. Почему? Да потому, что нет на то воли Божьей.
Православным, прежде всего, стоит всё-таки изучать православные источники, а не ориентироваться на иудейские. Да, евреи ярко и убедительно подают тему. Кто же спорит? Но зачем нам улюлюкать с их хором? Уж лучше пригласим экс «избранный народ» на наши третьеримские могучие клиросы, дыбы по заповеди Христа восполнить-таки «останок» («…и аще будут людие Израилевы яко песок морский, останок их спасётся», Ис. 10:22), сподмогнуть, так сказать, отпавшим на исходе. У них Институт третьего храма – у нас Университет Третьего Рима. Как идея?
…Нет, и всё-таки не для того Господь, наказывая Своего строптивого первенца, разрушил иудейское святилище, чтобы оно когда-то было восстановлено, – не для того. Пришёл Новый Завет, а вместе с ним обновился мир. И в этом нашем обновлённом мире нет места ветхозаветному Храму, как в старые мехи не наливают вино новое (Мф. 9:17). После Великой Крестной Жертвы человечество живёт уже по иным законам. Апостол Павел пишет об ином Храме, в котором действительно пребывает Иисус Христос, и этот Храм – Церковь Божья, где народ избранный – всякий праведно уверовавший во Христа: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2:19-22).
Сам Иисус в ответ на вопрос самарянина, правильно ли поклоняться Богу на горе Гаризим или горе Сион ответил, что «наступает время, когда вы не будете поклоняться Отцу ни на этой горе, ни в Иерусалиме... Но в духе и истине» (Ин. 4:21). А об Иерусалимском храме Он сказал: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24:2) и «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38).
Так для чего же Богу сейчас восстанавливать ветхозаветный храм, если духовная необходимость в нём для человечества отпала? Лишь для того, чтобы короновать антихриста? Прихоть такая, каприз? Допустим…
Наиболее содержательным и точным указанием о месте восседания антихриста можно считать слова из Второго послания апостола Павла к Фессаноникийцам (2 Фес. 2:4): «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога».
Поэтому, даже если предположить, что криптотамам все-таки удастся построить Третий храм в Иерусалиме, это совсем не будет означать, что Бог поспешит освятить его, чтобы этот храм мог называться Божьим.
У святых отцов Православной Церкви нет единого мнения насчет 2 Фес. 2:4 о месте восседания долженствующего явиться антихриста.
Так, свт. Ириней Лионский говорит о том, что антихрист воссядет в храме Божием и ссылается на то, что храм этот – Иерусалимский, ветхозаветный, но ничего не говорит о его восстановлении, хотя оно может и подразумеваться. Не будем забывать, что этот муж серьёзно заблуждался в своих эсхатологических воззрениях, проповедуя (как это делают иудеи и протестанты) эру тысячелетнего царства мессии на Земле.
Свт. Ипполит Римский в труде «О Христе и антихристе» прямо пишет, что антихрист соорудит в Иерусалиме каменный храм (Свт. Ипполит Римский. О Христе и антихристе, 6).
Ему вторит свт. Кирилл Иерусалимский в 15 Огласительном поучении: «А придет антихрист тогда, когда в храме иудейском не останется камня на камне, по изречению Спасителя; когда или сам падет он от ветхости, или разрушен будет с той целью, чтобы создать новый, либо по другим причинам, а потому разметаны будут все камни».
Преп. Иоанн Дамаскин в Точном Изложении пишет о том, что антихрист воссядет в храме Божием: «не в нашем, но в древнем, иудейском; ибо он придет не к нам, но к иудеям; не за Христа, но против Христа и христиан; почему и называется антихристом». И опять-таки о восстановлении храма ничего буквально не говорит.
Однако, в отличие от Ипполита, Кирилла Иерусалимского, Иоанна Дамаскина, Иринея Лионского, — целый ряд святых отцов под храмом Божиим в 2 Фес. 2:4 разумели Церковь Христианскую. И это уже совершенно иные теогеополитические сценарии, иной ход рассуждения, иной просчёт возможных ударов противника, иные тылы и иные форпосты. Ни где-то там, за семью морями на выжженной земле – а у нас, тут, под боком! Готовы мы вот к такому сценарию, православные?
Таково мнение блаж. Иеронима, блаж. Феодорита, блаж. Феофилакта, св. Андрея Кесарийского, блаж. Августина, преп. Ефрема Сирина. Последний говорит следующее: «Он явится и войдёт в храм Божий, чтобы сесть внутри и именно в Церкви Божией. Он не отклоняет в другое какое–либо общество из еретических сект, чтобы не узнали его, — но с презрением отвергает все культы ложные, чтобы можно было пленить Церковь»; и далее: «…будет управлять Церковью под личиной истины» (Творения, Ч. 7, с. 246–247).
Также и св. Андрей Кесарийский говорит, что антихрист «на самом деле сядет в Божественном храме — Церкви Вселенской» (Толк. на Апок., с. 177). Блаж. Феодорит пишет, что апостол «храмом Божиим называет церкви» (Творения, Т. 6, с. 79–84). С последним мнением соглашается и свт. Феофан Затворник и прочие Отцы. Что же касается позиции Иоанна Златоуста, то он выделяется неоднократными резкими заявлениями о том, что Иерусалимский храм не будет восстановлен больше никогда.
Если ранние отцы Церкви еще расходились во мнениях, то более поздние св. отцы конкретно говорят о восседании антихриста в храме христианском (в храмах).
И преп. Иустин (Попович) упоминает это в своей «Догматике»: «К тому же будет он стараться воссесть – и воссядет – в христианских храмах, как Бог, и будет провозглашать себя Богом – единым и всеистинным» (преп. Иустин Попович, «Догматика Православной Церкви», том 4, Эсхатология).
Златоуст говорит о невозможности восстановления Храма иудеями. «Ибо, если бы они и имели надежду опять получить свой город, возвратиться к прежнему устройству и видеть свой храм восстановленным, чего, впрочем, никогда не будет» (Против иудеев, 5, 1). И далее продолжает: «храм (иерусалимский) уже не будет восстановлен, и иудеи не получат опять прежнего устройства. Таким образом, и вы вернее узнаете апостольские догматы, и они более будут уличены в нечестии. А свидетелем этого представим не Ангела, не Архангела, но самого Владыку всей вселенной, Господа нашего Иисуса Христа. Вошедши в Иерусалим и увидев храм, Он сказал, что Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников (Лк.21:24), то есть, время до скончания мира. Эту же угрозу Он произнес и о храме, сказав ученикам, что не останется здесь камня на камне – всё будет разрушено (Мф.24:2); и таким образом предвозвестил совершенное разрушение и конечное запустение храма». И обращаясь к иудею говорит: «Тот, Кого ты распял, уже по распятии Своем, разрушил твой город, рассеял твой народ и разбросал по всему лицу земли твое племя; а этим и показал, что Он воскрес и жив, и теперь на небесах. Так как ты не захотел познать Его могущество в благодеяниях, то Он дал тебе понять Свою непобедимую и необоримую силу в карах и наказаниях» (Против иудеев, 5, 1).
«Достаточно бы и сказанного нами для доказательства, что (иерусалимский) храм никогда не восстановится… и что иудеи никогда не получат ни храма, ни города» (Против иудеев, 5, 4).
«Таким образом, как я сказал выше, для доказательства, что не восстановятся ни жертвы вообще, ни всесожжения, ни прочие (жертвы) очищения, ни другое что-либо из иудейского устройства, достаточно уже было показать, что храм (иерусалимский) не будет восстановлен. Ибо, как теперь, когда его нет, все уничтожено, и если что, по-видимому, бывает, то делается беззаконно; так, когда словом доказано, что (храм) никогда не будет восстановлен в (прежний) свой вид, вместе с этим доказано и то, что и остальное служение не придет опять в прежнее положение, не будет (у иудеев) ни священника, ни царя» (Против иудеев, 7, 2).
Мы можем подытожить тему разрушения Храма цитатой из «Рассуждения против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог» (387 г.). «Нигде не было такого храма, столь славнаго и пользовавшагося таким почитанием. Иудеи, жившие повсюду до самых пределов земли, издревле приходили туда, принося дары, жертвы, милостыни, начатки и много другого, и украшая храм богатством вселенной; и все иудейские прозелиты (из язычников) отовсюду стекались туда, и велика была слава этого места, достигавшая до самых последних пределов вселенной. Но одно слово Христово уничтожило и истребило все это и разсеяло, как прах; и туда, куда прежде не всем иудеям, даже не всем священникам, а только одному первосвященнику дозволялось входить, и притом только однажды в год в его облачении, венцах и митре и прочей священной одежде, теперь можно входить и блудникам распутным и прелюбодеям развратным без всякого препятствия; потому что слово (Христово), обращенное к нему, разрушило и уничтожило все; и от этого храма остается столько, сколько нужно для указания, где он находился в древности. Представь же, какова сила, совершившая это дело…. Видишь ли, как того, что Он устроил, никто не разрушил, а что Он разрушил, того никто не построил? Он устроил церковь, и никто не может разрушить её; Он разрушил храм, и никто не может восстановить его, и притом в такое продолжительное время; между тем и церковь пытались разрушить, но не могли, и храм старались восстановить, но не могли».
Были у меня ещё кое-какие мысли, но разве после Златоуста осмелишься?
Да и вообще, братья, о каком антихристе мы тут с вами толкуем, когда в этом году статистика выявила 13% москвичей, которые соблюдают великий пост?! Господь ради десяти праведников был готов пощадить Содом и Гоморру, но их и столько не нашлось (см. Быт. 18:20–33), а у нас в нашей златоглавой имперской Москве целых тринадцать процентов!!! БОЖЕ, КАКАЯ РОСКОШЬ!
Не-е-ет, антихрист, похоже, отменяется. Наш держай не дремлет. Так держать, Россия!
Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России
9.
«Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели,» (2Фес.2:3)
«Пусть никто не обманет вас никаким способом, потому что раньше придет отступление и откроется человек беззакония, сын погибели,» (2Фес.2:3, перевод еп. Кассиана)
Да простят меня благочестивые читатели, немного пофантазирую. Что такое «человек греха, сын погибели»? Это может быть конкретная личность, Антихрист с большой буквы, как традиционно принято считать. А может собирательный образ – безбожное, греховное, беззаконное человечество. Новый человек «без комплексов», который придет на смену старого человека с религиозным сознанием. Не зря же Спаситель сказал: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8 )
8.
Осталось дождаться, когда объявят, что антихрист - это не физическое лицо, а безбожный образ жизни, поклонение падшему человеку вместо Бога.
7. Критикессу, товарищу Сошенко
А чем можете похвастаться вы, товарищ ответственный секретарь "Русского собрания"? Материала из под вашего пера вышло больше, чем у всех авторов "РНЛ" вместе взятых , но качество его весьма невысокое.
Ибо вы все больше "дежурите по России", замусолив тему мигрантов и не только - под сенью имперского флага.
А главный редактор товарищ Степанов поощряет ваше творчество, как своего преданного соратника и визави. На Стаханова же от пера вы, ну никак не тяните. Печальное зрелище.
Честь имею!
6. Калужанин
5. Ответ на 4, учитель:
4. Ответ на 3
3. Ответ на 2, Калужанин:
https://www.mn.ru/short/89-moskvichej-ne-soblyudayut-velikij-post-opros
Исследование провел «Мосопрос» в районных сообществах московской сети М125. В опросе приняли участие 5,4 тыс. пользователей «ВКонтакте». 89% респондентов ответили, что не постятся, 11% — соблюдают христианский пост.
Округа-лидеры по числу тех, кто не соблюдает пост: САО, СВАО, ЮВАО, ЮАО, ЗелАО (по 90%). Районы, где опрошенные не постятся, — Ховрино, Косино-Ухтомский, Фили-Давыдково (по 100%).
Округа, где больше всего жителей соблюдают пост: ЦАО и ТиНАО (по 13%), ЗАО и СЗАО (по 12%). В топ «постящихся» районов попали: Арбат (36%), Нижегородский (27%), Хамовники, Митино, Мосрентген (по 25%).
Такие цифры куда как более реальны.
2.
В этом материале (части) обращает внимание на себя оборот мысли автора: "Лучше пригласим экс «избранный народ» на наши третьеримские могучие клиросы, дыбы по заповеди Христа восполнить-таки «останок» («…и аще будут людие Израилевы яко песок морский, останок их спасётся», Ис. 10:22), сподмогнуть, так сказать, отпавшим на исходе. У них Институт третьего храма – у нас Университет Третьего Рима. Как идея?"
Сложный вопрос - как идея? В идеале - нормальная. Но на практике "набьются" те из "экс «избранного народа»", кто из "Третьего Рима" будет лепить "третий храм". Кстати, их идеек и сейчас достаточно в дискурсе о Третьем Риме. Так что, сначала и в этом вопросе, кто из евреев - кто, нужно отделить зёрна от плевел. И не такое "простое" понимание этого (кто из евреев - кто), как в предыдущих частях уважаемой Марии Андреевны. Это, насчет, как бы, объединения усилий "Института третьего храма (у них) и Университета Третьего Рима (у нас) - просто наивность автора или нарочитая наивность? К чему она приведёт?
Но на том критические моменты закончу.
В этом материале (части), если не придираться к мелочам, - всё верно.
Что хотелось бы подчеркнуть. Цитаты из текста автора.
"Увы, но современные православные в своих эсхатологических чаяниях прилично иудаизированы. Чаще всего бессознательно, из-за слишком навязчивой информационной повестки приходящей слева, но факт остаётся фактом".
"Ни где-то там, за семью морями на выжженной земле – а у нас, тут, под боком (воздвигают и будут воздвигать "третий храм" - А.С.)! Готовы мы вот к такому сценарию, православные?"
"Если ранние отцы Церкви еще расходились во мнениях, то более поздние св. отцы конкретно говорят о восседании антихриста в храме христианском (в храмах)".
Последние два абзаца материала, думается, излишне патетические и оптимистичные, но по сути - верные.
1. Да, но ракеты и иудеев, и мусульман, могут разрушить Русские Святыни, которыне